|
3.1. Теоретико-методологические основы исследования безработицы
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабе страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от него зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Особенно важна и стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках установившейся экономической системы и совсем другое, когда осуществляется переход к принципиально иной системе. Таким образом, безработица - это объективно существующий спутник наемного труда независимо, от того признается экономика рыночной или нет, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных. Это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовывать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни11. Безработица, по определению, принятому МОТ, трактуется как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. Чтобы определить количество безработных, приходится классифицировать всё население страны по степени его трудовой активности (см.§1.2., Схема 1). 1. Экономически неактивное население составляют лица, которые не входят в состав рабочей силы. 2. Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. Критерии занятости граждан зафиксированы в статье 2 главы 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (см.§2.1). Международное стандартное определение обозначает безработных как лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода: - были «без работы», т.е. не работали за плату по найму или на собственном предприятии; - были «сейчас готовы приступить к работе», т.е. начать работать по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода; - «искали работу», т.е. предпринимали конкретные шаги найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии. Выделение этих положений не случайно и обосновывается следующим образом. Основой для признания лица безработным служит критерий «без работы», т.к. он проводит различия между занятостью и незанятостью. Цель критерия состоит в том, чтобы сделать взаимоисключающими занятость и безработицу, причем предпочтение отдается первой. Индивид считается безработным только если признано, что он незанят. Другие два критерия «сейчас готов приступить к работе» и «искали работу» позволяют отличить незанятое население от тех, кто экономически неактивен. Критерий готовности применительно к международному определению «безработицы» означает, что при наличии рабочего места человек должен быть способен и готов начать работу. Цель - исключить лиц, ищущих работу, которую они готовы начать позже (студенты) и которые не могут приступить к работе по разным причинам (семейным обстоятельствам, болезни). Критерий поиска работы базируется на отрицании недостаточности заявления о поиске работы и необходимости активных действий для трудоустройства. Для того чтобы подтвердить это, следует показать один активный шаг: регистрация в государственном или частном центре занятости (только если при этом преследуется цель получить предложение о рабочем месте); обращение к работодателям; дежурство на стройплощадках, фермах, у заводских ворот, на рынках или других местах сбора; дача объявлений в газетах или реакция на них; обращение за содействием к друзьям или родственникам; поиск земли, здания, машин или оборудования для создания собственного предприятия; изыскание финансовых ресурсов; обращение за разрешениями и лицензиями. Заметим, что при определении названных выше трех критериев международные стандарты не учитывают какие-либо административные или юридические нормы и требования, т.к. эти критерии касаются исключительно действий индивидов в течение отчетного периода. Совокупность этих критериев и обусловливает показатель безработицы единственно признанным международными организациями, который определяется путем социологического обследования домашних хозяйств по специально разработанной и принятой методике соответствующей резолюцией Международной конференцией статистиков труда. В Российской Федерации этот показатель принято называть «общая безработица». В нашем государстве порядок получения статуса безработного имеет иной характер, чем в международных документах. В соответствии со статьей 3 главы 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Таким образом, к трем критериям, выделяемым международными стандартами, был подключен четвертый «зарегистрирован в органах службы занятости», который является определяющим, и в соответствии с ним оказываются те или иные виды социальной поддержки безработных, а также используется ещё один показатель безработицы как уровень регистрируемой безработицы. Регистрируемая безработица определяется - отношение количества безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения. Введение этой упрощенной методики учета количества безработных стало объектом дискуссий среди исследователей и практиков социального управления. Ясно одно, что имеются отрицательные результаты этого внедрения. Во-первых, явно занижены показатели безработицы, которые, конечно, и устраивают руководство Федеральной службы занятости населения, но не отображают реальной ситуации. Во-вторых, введение данного показателя создало сложности в выработке и принятия эффективных мер по регулированию ситуации на рынке труда. В-третьих, использование этого показателя не позволяло сравнивать положение на рынке труда страны, переживающей состояние преобразований в экономической системе, с другими странами, уже прошедшими этот путь. Поэтому показатель общей безработицы, который в настоящее время применяется только как справочный, второстепенный, является, безусловно, важным и необходимым для оценки состояния, подготовки и принятия управленческих решений. Государство должно стремиться к снижению уровня общей безработицы до границ социально-приемлемой нормы.
|
|