Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2. Структура и содержание социально-партнёрских соглашений

  Для всех видов соглашений установлены общие вопросы, которые могут включаться в их содержание и которые имеют правовое значение для заключения коллективных и трудовых договоров, а также для принятия различных локальных актов.
  В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнёрства.
  Определяя правовые позиции по отношению к приёму на работу индивидуальным договорам о труде, соглашение может конкретизировать законодательное требование к трудовому договору, касающееся того, что работодатель обязуется обеспечить условия труда, предусмотренные соглашениями. В т рудовом договоре могут предусматриваться условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с соглашениями. Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников. Не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями соглашения. Особо могут быть указаны вопросы, касающиеся испытания при приёме на работу, учитывая, что и в период испытания на работника распространяются положения соглашения.
  В соответствии с соглашениями в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается режим рабочего времени. Этот режим должен предусматривать продолжительность рабочей недели, работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Соглашением устанавливается перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем.
  В соответствии с соглашениями может производиться оплата труда, т.е. формироваться система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд. Содержащиеся в соглашении положения могут носить характер правовых требований к оплате труда, нарушение которых влечет ответственность работодателей, что включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. В соглашениях могут устанавливаться системы заработной платы размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) и работникам организаций, не финансируемым из бюджетов.
  В соглашении предусматриваются необходимые меры, которые должен принимать работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа при угрозе массовых увольнений, включая гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников.
  В соглашениях могут быть учтены и могут получить конкретное содержание права профсоюзов на социальную защиту работников в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников. В соглашениях можно конкретизировать участие профсоюзов в формировании социальных программ, разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также в осуществлении профсоюзного контроля над соблюдением законодательства в сфере труда занятости населения.
  Для обеспечения дисциплины труда в соглашение может включаться ряд правовых положений. В соответствии с соглашениями могут определяться правила поведения, подчинение которым является обязательным для всех работников, и условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, которые обязан создавать работодатель.
  Соглашениями могут определяться условия и порядок проведения работодателями профессиональной подготовки, переподготовки повышения квалификации работников, обучения их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. В соглашениях могут быть расширены необходимые условия, которые должны создаваться для совмещения работы с обучением, и устанавливаться дополнительные гарантии, которые должны предоставляться работникам, проходящим профессиональную подготовку. Необходимо сказать, что условия ученического договора, противоречащие соглашениям, являются недействительными и не применяются.
  При разработке соглашения может быть учтено право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров. Условия осуществления этой деятельности могут быть определены соглашением.
  По вопросам охраны труда законами и иными нормативными правовыми актами определен широкий перечень положений, устанавливаемых и решаемых в договорном порядке представителями работников и работодателей. При разработке соглашений следует учитывать права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.
  В соглашениях могут получить развитие правовые положения, регламентирующие особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Соглашением могут определяться особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет, предусматриваться дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству, которые должны предоставляться им в полном объёме. Соглашениями устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.
  Для развития социального партнёрства законодательством предусмотрена возможность включения в соглашение ряда правовых положений. В соглашениях должны быть указаны условия, которые обязаны создавать работодатели для обеспечения деятельности представителей работников. Соглашения могут предусматривать принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.
  В соглашениях более конкретизировано, чем в законодательстве, указываются гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Соглашением могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, и установлен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный Кодексом.
  Закон о профсоюзах, определяя обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, установил, что работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договорам, соглашением.
  В соглашениях устанавливаются условия и порядок перечисления на счет профсоюза членских профсоюзных взносов из заработной платы работников, являющихся членами профсоюза, и перечисления на счета профсоюзов денежных средств из заработной платы работников, не являющихся членами профсоюза.
  Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств. В соглашениях может быть определена ответственность за нарушение или невыполнение предусмотренных в них обязательств и установлен порядок ее применения. Дальнейшее развитие практики определения структуры и разработки содержания соглашений связано с более четким определением общих принципов регулирования социально-трудовых отношений применительно к виду заключаемого соглашения, а также с расширением в них нормативного содержания, определяющего в договорном порядке общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам.
  Ведущая роль в системе соглашений, заключаемых в сфере социального партнерства, принадлежит Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
  Соглашения такого вида стали заключаться с 1991 г. С 2002 г. соглашения заключаются на 3 года, что отразило сложившуюся определенную стабилизацию в стране.
  В основных разделах Соглашения получили отражение:
  • цели и меры в области экономической политики;
  • доходы, заработная плата и уровень жизни населения;
  • развитие рынка труда и содействие занятости населения;
  • социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы;
  • защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность;
  • цели и меры в области социально экономических проблем северных регионов России;
  • социальное партнёрство и координация действий сторон Соглашения.
  В Генеральном соглашении на 2002-2004 гг. говорилось о необходимости регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнёрства в транснациональных корпорациях и в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории Российской Федерации.
  Стороны обязались содействовать совершенствованию действующего порядка разрешения коллективных трудовых споров, в том числе с использованием механизма досудебной и судебной защиты социально-трудовых прав работников в специализированных трудовых судах, и, в частности, содействовать деятельности создаваемого в г. Москве Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.
  Мероприятия, проводимые в регионах, обеспечивают рассмотрение актуальных вопросов, связанных с развитием социального партнёрства в субъектах Российской Федерации, а также влияли на снижение коллективных трудовых споров. Можно утверждать, что все эти меры способствовали развитию социального партнёрства на федеральном уровне России, а практика заключения и реализации региональных соглашений положительно отражалась на общих итогах развития социального партнёрства в целом в стране, в регионах, в муниципальных образованиях.
  Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений созданы и активно работают в большинстве субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Результат работы комиссий - заключение трёхсторонних региональных соглашений, которые определяют социально-экономическую политику в субъектах Российской Федерации, способствуют дальнейшему развитию процесса заключения отраслевых региональных соглашений, отраслевых территориальных, территориальных соглашений, а также заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
  На заседания территориальных комиссий выносятся вопросы регулирования оплаты труда, погашения задолженности по заработной плате, режимов труда и отдыха, тарифов и цен на электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, реформирования социальной сферы, защиты прав и гарантий работников, другие вопросы социально-экономических отношений, предусмотренные трёхсторонними соглашениями.
  Специальные мероприятия, проводимые в регионах, способствовали тому, что в субъектах Российской Федерации органами по труду совместно с профсоюзными организациями и работодателями в целом обеспечивалось рассмотрение актуальных вопросов, связанных с развитием социального партнёрства.
  Актуальным и перспективным направлением социального партнёрства стало развитие досудебного разрешения коллективных трудовых споров в трудовых арбитражах.
  Несмотря на позитивные изменения, происходящие в системе договорного регулирования трудовых отношений на основе социального партнёрства, все еще нерешёнными остаются многие экономические и социальные проблемы. Причины, сдерживающие развитие социального партнёрства в субъектах Российской Федерации, имеют для регионов общий характер:
  • отсутствие представительных органов работников и работодателей, обладающих необходимыми полномочиями для заключения отраслевых территориальных соглашений;
  • отсутствие в коллективных договорах либо недостаточность дополнительных социальных гарантий и льгот для работников организаций;
  • неразвитость договорных форм регулирования трудовых отношений и связанных с ними иных отношений на частных предприятиях;
  • несформированность территориальных органов по труду, трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, подразделений, обеспечивающих содействие сторонам коллективного трудового спора по его урегулированию.
  Основными направлениями развития социального партнёрства являются следующие:
  • создание объединений работодателей на всех уровнях социального партнёрства, а также приведение уставов действующих объединений работодателей в соответствие с требованиями Трудового кодекса и Федерального закона «Об объединениях работодателей»;
  • совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе системы представительных органов социального партнёрства, процедур переговорного процесса, обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя, исключение представителей работодателей (физических лиц) из членов профсоюза работников;
  • формирование и введение в действие автоматизированной системы регистрации коллективных договоров и соглашений на всех уровнях (от федерального до муниципального), соответствующих структурных подразделений в составе органов исполнительной власти по труду и органов местного самоуправления, обеспечивающих их регистрацию;
  • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав работников.

Список литературы

  1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П. Экономика труда. - М.: Финстатин-форм, 1999.
  2. Андреева Т.В. Содержание отраслевых, межотраслевых и корпоративных соглашений // Красноярский рабочий. - 2004. - № 105. - С. 3-7.
  3. Зинченко Е.А. Регистрация соглашений, контроль за их выполнением и ответственность за их невыполнение // Панорама. - 2005. - № 6. - С. 24.
  4. Крылов К.Д. Социально-партнерские соглашения в сфере труда // Труд и право. - 2005. - № 5. - С. 10-46.
  5. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. - М.: Былина, 2000.
  7. Лукашевич В.В. Управление персоналом. - М.: Деловая литература, 2001.
  8. Марков Г.А. Порядок разработки, заключения, изменения и дополнения соглашений // Вопросы экономики. - 2004. - № 3. - С.105-114.
  9. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат, 2002.
  10. Рофе А.И. Рынок труда. - М.: МИК, 2003.
  11. Савченко П.В.Политика доходов и заработной платы. - М.: Экономист, 2004.
  12. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. - М.: Академия, 2001.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006.
  14. Шлендер П.Э. Экономика труда. - М.: Юрист, 2003.
  15. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: МГУ, 1996.


 
© www.txtb.ru