|
17.3. Социальная политика в обществах, находящихся в системных
кризисах (в революционных ситуациях)
Системный кризис в деформированных обществах протекает существенно иначе, нежели в общественных формациях. Деформирующий фактор — жёсткое давление политической власти на все общественные процессы, «подминание» властями всего общества, устранение реальной многосубъектности, самостоятельности не только социальных действий, но и самостоятельных общественных мнений, фактическое установление насилия как системы власти — «режима». Насилие может осуществляться в открытую, а может маскироваться популярной фразеологией. Придание политическому режиму функций насильственного обеспечения социальной устойчивости общества означает не разрешение системного кризиса, а его «замораживания», консервирования, изъятия из нормального исторического процесса и прогрессивного развития. Деформация делает кризис общественной системы «отложенным», постоянно готовым возобновиться. Социальная политика в деформированных обществах тоталитарного типа также приобретает деформированный характер. Самостоятельность субъектов и социальных групп, и субъектов-представителей этих групп фактически упраздняется, приобретая разве что декоративный характер. Государственная социальная политика остается единственным реальным видом социальной политики. Формой осуществления социальной политики в деформированном обществе является система социальных мер правящего режима. Эти меры проходят обычно несколько стадий созревания и осуществления: • просьбы и жалобы населения; • «несвоевременные» предложения в виде секретных или полусекретных постановок вопросов о мерах; • принятие вопроса к рассмотрению (по формуле: «вопрос тут есть»); • предварительное изучение проблемы и определение «цены вопроса», т.е. суммы необходимых государственных затрат; • включение той или иной меры в перечень предназначенных для проведения государством; • объявление о предстоящей мере («объявленные мероприятия»); • постепенное осуществление мероприятия (очерёдность, т.е. поэтапность определяется при этом по принципу «сначала то, на что надо меньше затрат», гораздо реже — по принципу остроты нуждаемости).
|
|