|
17.1. Социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях)
Всегда и непременно следует учитывать, что социальная политика является сугубо структурным общественным отношением (взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры). Отсюда исключительная, определяющая важность для практически плодотворного (конкретно-исторического) раскрытия социальной политики учёта её связи с характером общества как целого (во-первых, с характером общественного устройства, с типом общественного строя, во-вторых, — со спецификой фазы, периода, этапа развития общества). Типы состояний общества как целостной системы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и позволяют выделить следующие её типы: • социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях); • социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях); • социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественной системы); • социальная политика — в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода. Общественные формации — это такие состояния (полосы) общественного развития, когда социальная и хозяйственная структуры воспроизводятся на своей собственной, социально устойчивой основе и сохраняют свою качественную определённость. Это периоды относительно «плавного» развития. Особенностями социальной политики в социально устойчивых обществах являются: • стабильный (установившийся и ставший привычным для большинства населения) порядок взаимоотношений важнейших социальных групп и классов; • образование значительных слоев более или менее удовлетворённых своим общественным положением (часто их называют «средним классом»); • сбалансированность общеклассовых интересов господствующего класса и интересов его отдельных частей (подчинение интересов частей общеклассовым интересам). В завершённом виде такое подчинение можно наблюдать в форме правового государства в демократическом обществе, и, особенно, в форме социального государства; • налаживание и поддержание системы мирного социального сосуществования господствующих и подчинённых классов; • ослабление чувства социальной несправедливости, снижение уровня массовой распространённости этого чувства в обществе, снижение влияния протестных, реформистских и особенно революционных идеологий, ослабление и упадок рабочего движения, социальных движений, протестных и освободительных движений. Одновременно распространяются идеологии социал-демократического и социал-партнёрского толка. В периоды «плавного» социально-экономического развития взаимоотношения господствующих и подчинённых социальных групп и классов, властей и «низов» протекают в относительно мирных и отрегулированных законами формах. Правительства дают обещания относительно улучшения социального положения различных социальных групп, проводят меры по поддержанию благоприятной экономической конъюнктуры, намечают социальные программы, идут на улучшение социально-трудового законодательства. Оживляется и приносит плоды практика переговоров между работодателями и профсоюзами, коллективных договоров на предприятиях. Исправно работает система судебной защиты и разрешения трудовых конфликтов. Забастовки готовятся, и, если проходят, то по правилам и только в период договорных кампаний. Такая ситуация была характерна для промышленно развитых капиталистических стран примерно 30 лет в послевоенный период (вторая половина XX в.). Этот период даже получил в науке название «золотое тридцатилетие». Источником таких «золотых» периодов, (т.е. социально благоприятных, с довольно мирной социальной политикой, вплоть до социального государства и социального партнёрства) является не столько умеренная степень эксплуатации, сколько перенесение социальных проблем, связанных с эксплуатацией, по преимуществу на периферию капиталистической системы - в зависимые страны.
|
|