Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.3. Развитие социологической мысли в России

  В развитии социологической мысли в России можно выделить три этапа. Первый - с середины XIX века до революции 1917 года. Представители - П.П. Лавров, Н.М. Михайловский. Развиваемое ими направление получило название субъективной социологии. Личность у них выступает как главная движущая сила общества и мерило общественного прогресса. Полноценное развитие личности возможно лишь при социализме, который они понимали как "творчество личного начала при посредстве начала общинного".
  От западноевропейских социологов их отличало и понимание метода социологии. Они подчеркивали, что между природными и общественными явлениями есть принципиальные различия. Природные - закономерные, повторяющиеся явления, а общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. Отсюда должно быть два метода познания - естественно-научный и социологический.
  Наряду с этим развивалась и марксистская социология. Ее представителями были В.И. Ленин и Г.В. Плеханов.
  Второй этап - с 1917 года до 60-х годов ХХ века. Характеризуется сначала бурным развитием (открытие кафедр социологии в вузах, появление теоретических работ П. Сорокина, В.М. Хвостова, Н.А. Бухарина и др., проведение эмпирических исследований), затем полным забвением. Было провозглашено, что социология - исторический материализм - и точка.
  Третий этап - с 60-х годов ХХ века до настоящего времени. Характеризуется возрождением социологии как теоретической науки и эмпирических исследований.
  Возрождение началось с создания трех социологических школ - Санкт- Петербургской, Ростовской и Сибирской.
  Одна из первых работ этого периода - работа ростовских социологов Б.Рубина и В.Колесникова "Студент глазами социолога". Впервые предпринята попытка системно представить проблемы, стоящие перед студентами.
  Большое исследование ориентаций старшеклассников было проведено новосибирскими социологами под руководством В.Шубкина. Выяснилось, что 80% выпускников средних школ хотели бы поступить в вуз, а не идти работать на производство. По результатам этого исследования были внесены значительные изменения в работу по профессиональной ориентации школьников.
  В ТПУ было проведено исследование инженеров, работающих на предприятиях Сибири, по результатам которого была изменена структура подготовки в инженерных вузах.
  Значительной вехой явилась работа ленинградских социологов под руководством В. Ядова "Человек и его работа". Здесь изучалось отношение человека к своему труду, на базе специально разработанной методологии, методики и техники социологического исследования. На долгие годы эта книга и написанные на ее базе учебники по методам исследований стали настольными справочниками социологов.
  В настоящее время социологические исследования ведутся по двум направлениям:
  - изучение общественного мнения, особенно перед выборами, по заказам политических движений и партий;
  - маркетинговые исследования по заказам предприятий.
  Кафедра социологии ТПУ работает и в том, и в другом направлении.

Практикум по теме 2

  1. Когда социология вычленилась из философии и стала рассматриваться как самостоятельная наука?
  А - во времена Древней Греции;
  Б - в средние века;
  В - XIX век;
  Г - ХХ век.
  2. Кто из ученых впервые использовал термин «социология»?
  А - О. Конт;
  Б - Г. Спенсер;
  В - К. Маркс, Ф. Энгельс;
  Г - В. И. Ленин.
  3. Начиная с 20-х годов ХХ века какая страна являлась центром развития социологической мысли?
  А - Франция;
  Б - Англия;
  В - Германия;
  Г - США;
  Д - Россия.
  4. Что более всего характеризовало развитие социологии в США в середине ХХ века?
  А - глубокое теоретическое обоснование;
  Б - прикладная направленность;
  В - гармоничная взаимосвязь между А и В.
  5. Какая теория сегодня претендует на роль основополагающей в социологии США?
  А - теория стадий роста;
  Б - конвергенции;
  В - бихевиоризма;
  Г - шкал неравных интервалов.
  6. Кто являлся представителем субъективной социологии в России на рубеже ХІХ-ХХ веков?
  А - У. Томас и Ф. Знанецкий;
  Б - П.П. Лавров и Н.М. Михайловский;
  В - П. Сорокин и Н. А. Бухарин;
  Г - В.И. Ленин и Г.В. Плеханов.
  Д - В. А. Ядов.
  7. С создания каких социологических школ в 60-е годы ХХ века началось возрождение социологии в России?
  А - Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской);
  Б - Московской;
  В - Киевской;
  Г - Ростовской;
  Д - Новосибирской;
  Ж - Минской.


 
© www.txtb.ru