|
2.2. Развитие социологической мысли в США
Если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов ХХ века таким центром становятся США. В отличие от Европы социология в США с самого начала стала развиваться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете. Уже в 1901 году учебный курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а в наше время - почти в 250. С самого начала социология в США стала формироваться как прикладная эмпирическая наука. Сегодня ежегодно в стране проводится около 300 тысяч социологических исследований, на которые ассигнуется до 2 млрд. долларов. Еще столько же дают предприниматели. Начало социологии в США связано с вышедшим в 1918 году двухтомником У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке", где рассматривались проблемы адаптации польских эмигрантов к условиям США. После данного исследования появился своеобразный учебник Парка и Берджеса, где значительное место уделено выработке и определению основных социологических понятий и методов эмпирических исследований. Важной вехой в развитии социологии США явилась широко известная работа супругов Линд "Мидлтаун" (Middle town). Эта книга посвящена описанию всех сторон жизни среднего американского города. Поскольку книга написана в период кризиса, картина получилась малоприглядной. 20-30-е годы - период быстрого и бурного развития социологии. Однако все исследования в этот период строились на изучении мнений населения и мало корректировались реальными данными. В годы 2-й мировой войны было проведено огромное исследование американской армии под руководством Стауффера. В результате руководству был представлен разносторонний доклад, который впервые показал реальную обстановку в армии, весьма отличную от той, которую рисовали инспекторы- офицеры. По свидетельству Стауффера, генерал Маршалл "читал этот доклад до трех часов утра". В результате в армии был введен ряд существенных изменений в принципы и методы руководства. Значительное место в США получили исследования по социологии труда и управления. В этот ряд можно поставить и работу Тейлора о научной организации труда, и знаменитые Хотторнские эксперименты под руководством Э. Мэйю. Выяснилось, что главное влияние на производительность работников оказывают социально-психологические условия труда, неформальные отношения в коллективах. На основании этого была разработана так называемая доктрина человеческих отношений, где отношение к человеку, трудовым коллективам выдвигалось на первое место. В развитие данной доктрины была разработана Маслоу иерархическая теория потребностей, согласно которой все потребности человека делились на базисные (в пище, одежде, жилище, продолжении рода) и производные (в справедливости, порядке, единстве социальной жизни). Все потребности он расположил в восходящем порядке - от низших физиологических до высших духовных. Голод движет человеком до тех пор, пока он неудовлетворен. Дальше человеком движут более высокие потребности. На этой базе возникла теория стилей управления Д. Макгрегора, описывающая три стиля современного управления: авторитарный, демократический и смешанный. В настоящее время в социологии США наблюдается известное охлаждение к "ползучему эмпиризму" и стремление к его соединению с общей теорией. На роль такой теории претендует бихевиоризм (от англ. «поведение»), т.е. наука о поведении человека. Поэтому социология в США все более становится поведенческой наукой, наукой об управлении людьми.
|
|