Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



13.2. Диалектика развития личности и её будущий идеал

  В каком же направлении формируют личность производительные силы общества? На этот вопрос можно ответить так: производительные силы в процессе своего развития всё более требуют всесторонне и гармонически развитых людей. Такое понимание вытекает из анализа процесса функционирования и развития производства.
  Сегодня не только сокращается в производстве доля неквалифицированного труда, но и происходит быстрое устаревание и возникновение новых профессий и специальностей. Ещё четверть века назад было известно только 50% ныне существующих специальностей. Средний же срок устаревания квалификаций достиг восьми лет и продолжает снижаться. В сегодняшнем производстве на протяжении своей трудовой деятельности человек должен обновить квалификацию в среднем не менее 4-х раз и один раз сменить профессию. Если посмотреть в будущее, то надо сказать, что современному первокласснику на протяжении его трудовой деятельности придется 3-4 раз менять свою специальность.
  Следовательно, именно из развития производства прямо вытекает требование к перемене работником своего труда. Но если производство вынуждает человека быть готовым к профессиональной и квалификационной мобильности, то эта способность и должна лежать в основе формулировки всестороннего развития личности.
  Под всесторонним развитием личности надо понимать способность человека к смене своей деятельности, основанной на его профессионально - квалификационной мобильности.
  Однако влияние производства на личность только этим не ограничивается. Наряду со способностью к смене видов деятельности производство требует и способности выполнять определённую, конкретную трудовую функцию. Последнее требование лежит в основе понимания другой стороны в развитии личности, а именно её специализированного развития.
  Эти требования не существуют отдельно друг от друга, они взаимосвязаны. Более того, поскольку они существуют одновременно как взаимоисключающие и предполагающие друг друга, это диалектически противоположные требования. В них и следует описывать процесс развития личности, а противоречие между всесторонним (универсальным) и односторонним (специализированным) развитием следует признать основным противоречием личности, лежащим в основе её формирования.
  Такое понимание исторического процесса развития личности позволяет уточнить понимание её гармонического развития. Гармонически развитая личность - личность, в которой воплощено оптимальное для данного уровня производительных сил соотношение её всестороннего и специализированного развития.
  В свете такого понимания становится ясно, что, характеризуя человека будущего общества, мало сказать, что он будет гармонически развитой личностью. Надо ещё сказать, что его гармоничность будет основана не на одностороннем, а на всестороннем развитии.
  Такое понимание не раскрывает всего содержания будущего типа личности. Оно отражает лишь суть, основу данного типа, выраженную в способностях к деятельности безотносительно формы, в которой последняя может осуществляться. Однако в реальной жизни такого не бывает. В реальной жизни деятельность человека всегда как-то оформлена, протекает в определённых общественных отношениях, в определённых рамках воспитания работников, что может или способствовать, или тормозить объективное развитие личности, но не способно изменить его исторической направленности.
  К гармоническому развитию личности могут привести такие общественные отношения и такая система воспитания, которые не характеризуются антагонизмом между людьми, т.е. которые соответствуют уровню развития производительных сил, уровню развития трудовой человеческой деятельности.
  Такое понимание процесса формирования личности позволяет от теоретических рассуждений перейти к решению практической задачи - формированию нового человека как основной цели цивилизованного общества. Эта цель может быть выражена в модели специалиста цивилизованного общества. Личность здесь должна быть:
  - всесторонне развитой;
  - профессионально подготовленной;
  - стремящейся к саморазвитию;
  - политически активной;
  - гуманистически направленной.

Практикум по теме 13

  1. Какое определение личности кажется Вам наиболее правильным?
  А - биологический вид;
  Б - физическое тело;
  В - совокупность химических элементов;
  Г - социальное образование.
  2. Какие факторы действуют на личность в обществе?
  А - объективные и субъективные;
  Б - физические и химические;
  В - биологические и социальные.
  3. Какие факторы общества формируют личность в максимальной степени?
  А - специально обученные воспитатели;
  Б - система общественных отношений общества;
  В - производительные силы общества.
  4. В каком направлении формируют личность производительные силы общества?
  А - всесторонне развитой личности;
  Б - гармонически развитой личности;
  В - всесторонне и гармонически развитой личности.
  5. Что характеризует собой требование со стороны производства перемены работником своего труда?
  А - требование всесторонне развитой личности;
  Б - требование разгрузки после работы;
  В - требование гармоничного развития личности.
  6. Какую личность можно назвать всесторонне развитой личностью?
  А - когда человек является профессионалом в любой сфере деятельности, может поочередно производить ценности в различных сферах производства;
  Б - когда человек имеет знания по всем разделам науки и культуры, является энциклопедически развитым;
  В - человек, вышедший за рамки профессиональной ограниченности, способный к смене видов своей деятельности;
  Г - человек, гармонически сочетающий духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.
  7. Выпускник института пришел на предприятие. Знаний, необходимых для выполнения предложенной работы, он в институте не получил. Однако он за нее взялся. В течении короткого времени ее освоил и стал успешно выполнять. Через год на предприятии возникла необходимость создания проблемной лаборатории для исследования слабых мест в системе управления. Хотя наш выпускник был по специальности конструктором, он освоил и это дело. Одновременно он активно занимался общественной работой, был активным изобретателем и рационализатором. Вместе с тем, еще будучи студентом, он разошелся с женой, женился второй раз и опять неудачно. Из-за того, что не ужился с соседями, пришлось оставить квартиру и перебраться в общежитие. Ни разу в жизни ему не приходилось спускаться в шахту, летать на самолете, он не может отличить крыжовник от шиповника, полиэтилен от полихлорвинила.
  Можно ли его назвать всесторонне развитым человеком?
  А - да, можно;
  Б - нет, нельзя;
  В - не совсем всесторонний.
  8. Что важней для человека, его всестороннее или специализированное развитие?
  А - всестороннее развитие?
  Б - специализированное развитие;
  В - важно и то, и другое.
  9. Что означает собой гармоническое развитие личности?
  А - всестороннее развитие;
  Б - специализированное развитие;
  В - и то, и другое одновременно.


 
© www.txtb.ru