|
13.1. Понятие личности и пути её формирования
Человека изучают многие науки. Одни - как биологический вид, другие - как физическое тело, третьи - как совокупность химических элементов. Социология изучает его как личность, т.е. не самого по себе, а во взаимосвязи с обществом, во взаимосвязи с другими людьми. Отсюда и сущность человека формулируется в социологии не как биологическая сущность, а как социальная, направленная на преобразование окружающей его природы и общества и осуществляемая в рамках определённых общественных отношений. Такое понимание сущности человека позволяет выразить процесс развития личности как результат действия на неё конечной совокупности социальных факторов. Самая общая их классификация будет заключаться в различении действия на человека объективных и субъективных условий его существования. При этом под действием объективных условий надо понимать действие независимых от воли каждого отдельного человека обстоятельств, т.е. действие всей системы производительных сил и общественных отношений. Под действием субъективных условий надо понимать целенаправленное действие на личность со стороны других людей или со стороны самой личности с целью формирования в ней определённых черт, свойств, качеств, того, что мы называем воспитанием (самовоспитанием) личности. При этом надо понимать, что действие на личность со стороны производительных сил, поскольку они являются субстанциональной основой общества, является наибольшим. Меньшим действием, поскольку они, в конечном счёте, производны от производительных сил, будут обладать общественные отношения. Ещё меньшим действием будут характеризоваться субъективные воздействия на личность - воспитание. Конечно, такая схема, как и любая другая, не способна отразить явление во всём его многообразии. Но она помогает понять в нём главное, его суть. А суть процесса формирования личности заключается в том, что он слагается из трёх групп факторов, которые в различных типах обществ, по-разному взаимодействуя друг с другом, имеют общую субстанциональную основу в виде уровня развития производительных сил. Естественно поэтому, что анализ действия на личность данной основы с учётом действия на неё общественных отношений - прямой путь к комплексной формулировке целей и задач общественного образования и воспитания.
|
|