|
12.2. Кризис мировой культуры. Преодоление духовного наследия тоталитаризма
Сущность кризиса мировой культуры - резкое снижение её конструктивной функции: - по отношению к человеку (нарастание бездуховности как следствие отчуждения от подлинных ценностей культуры, способствующих развитию в человеке человеческого); - по отношению к обществу (ослабление культуры как способа взаимосвязи людей в обществе - коммуникативной функции культуры); - по отношению к природе (ослабление эколого-защитной функции культуры). Общие причины кризиса - в технократическом и идеологизированном подходах к развитию общества. Технократический подход ведёт к абсолютизации материальной сферы, производственной деятельности человека, к остаточному принципу развития культуры, к дегуманизации условий труда и жизни человека. Идеологизированный подход ведёт к политизации всех видов духовной культуры, к конфронтационному характеру развития и взаимодействия различных субкультур. Первый подход более типичен для стран рыночной ориентации, второй - для стран социалистического выбора. В соответствии с этим наблюдаются такие недостатки на Западе, как индустриализация, коммерциализация культуры, её деление на элитную и массовую. В тоталитарных режимах надо говорить о таких недостатках, как развитие политической цензуры, духовный кризис общества, сверхцентрализация и административно-командные методы руководства культурой, формирование двойной морали и безынициативности населения. Исходя из этого, преодоление духовного наследия тоталитаризма должно означать не смену социалистической модели культуры на рыночную, а её переориентацию на объективные тенденции развития духовной культуры без недостатков западных рыночных моделей. Достичь такой переориентации возможно следующими способами: 1. Гармонизацией, сбалансированностью развития основных сфер жизнедеятельности общества: экономики, политики, идеологии и культуры. Здесь прежде всего надо отказаться от остаточного принципа выделения капиталовложений на образование, науку, здравоохранение и культуру. 2. Гуманизацией культуры - усилением её человеко-творческой функции, ориентацией на общечеловеческие ценности. 3. Либерализацией культуры - её освобождением от всякой политической цензуры и насилия над учеными, литераторами, художниками. 4. Индивидуализацией культуры - её ориентацией на развитие творческой индивидуальности каждого человека. 5. Интернационализацией культуры - сближением национальных культур на основе общечеловеческих ценностей, их взаимообогащением.
Практикум по теме 12
1. Какое определение культуры Вы считаете наиболее правильным? А - поведение человека; Б - уровень развития общества; В - наука, искусство, литература; Г - мораль общества, усвоенное поведение. 2. Чем является для человека материальная культура общества? А - она его непосредственно воспитывает; Б - она является основой его духовной культуры; В - она позволяет наслаждаться явлениями культуры разным поколениям людей. 3. Какую функцию в обществе выполняет культура? А - задает рамки поведению человека; Б - характеризует уровень развития человека; В - характеризует уровень развития общества. 4. Может ли существовать в единой культуре общества множество субкультур - культур отдельных социальных групп? А - да, может; Б - нет, не может. В - трудно сказать. 5. Что лучше: элитарная или массовая культура? А - несомненно, элитарная культура; Б - массовая культура как культура большинства; В - важны и та, и другая. 6. В чем проявляет себя кризис мировой культуры? А - в нарастании бездуховности, ослаблении культуры как способа взаимосвязи людей в обществе; Б - в отходе элитарной культуры от традиций народа, его фольклора, самобытности. В - трудно сказать. 7. Является ли развитие политической цензуры показателем кризиса мировой культуры? А - да; Б - нет; В - трудно сказать. 8. Является ли интернационализация культуры проявлением кризиса мировой культуры? А - да; Б - нет; В - трудно сказать.
|
|