Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



12.1. Понятие, структура и дифференциация культуры

  В литературе существует множество определений культуры. Не вдаваясь в детали, можно выделить то общее, что объединяет разные точки зрения: культура - уровень развития общества, выраженный в овеществлённом и живом труде человека. Другими словами, это то, что человек создал в прошлом и создаёт в настоящее время, включая и его самого. Культура, таким образом, характеризует степень реализации способностей человека по преобразованию природы в живой и овеществлённой социальной практике.
  Поскольку социальная практика человека направлена как на преобразование бытия, так и сознания, то структурно можно выделить два основных вида культуры:
  - материальную - ту часть овеществлённого и живого труда, которая направлена на преобразование общественного бытия;
  - духовную - ту часть овеществлённого и живого труда, которая направлена на преобразование общественного сознания.
  Ближе к человеку духовная культура (наука, искусство, литература), она его формирует (воспитывает) непосредственно. Однако материальная культура является необходимым условием существования духовной культуры, её основой. Поэтому в конечном итоге именно материальная культура является определяющей в развитии человека, задающей ему уровень развития.
  В культуре фиксируется определённый уровень развития общественных производительных сил. В этом смысле данное понятие близко к понятию цивилизации. Но культура - это и набор ценностей, представлений о мире, норм поведения. Здесь культура отражает идеологию общества, его мораль. Она в этом смысле есть усвоенное поведение, которое является общим для целой группы людей и передаётся от старших поколений к младшим, от одних групп людей к другим.
  В обществе, таким образом, культура выполняет ту же функцию, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных.
  Усвоение культуры составляет главную часть социализации человека, поэтому усвоение культуры - главная задача обучения и воспитания.
  Можно говорить как о культуре личности, так и о культуре общества. В первом случае критерием являются материальные и духовные ценности, принятые в этом обществе. Во втором случае критерием является развитие производительных сил (сущностных сил человека), их способность воздействовать на естественную природу.
  В рамках такого понимания можно говорить и о сравнительных критериях развитости культуры разных обществ - это количество приходящихся на одного человека библиотек, музеев, школ, вузов, средств производства, предметов потребления и т. д.
  Говоря о дифференциации культуры, надо учесть существование в единой культуре общества множества субкультур - культур отдельных социальных групп: молодёжной, элитной, религиозной и т. п.
  Здесь нет иерархического построения. Более того, субкультуры в обществе обычно слабо связаны друг с другом. В то же время социальный престиж разных субкультур весьма различен. К некоторым из них, в зависимости от заложенных в обществе обычаев. традиций относятся подозрительно, даже враждебно, к некоторым благосклонно.
  В единой культуре общества есть, как правило, и доминантная составляющая, т.е. субкультура большинства. Но есть и соответствующая ей контркультура как субкультура оппозиционных большинству социальных групп. Чаще это различные молодёжные течения - хиппи, авангард, фундаментализм.
  Для понимания развития общества важна дифференциация культуры на массовую и элитарную. Элитарная культура - культура общественной элиты, как бы "вольер" для творчески одарённых. Там обычно полная свобода творчества и таланта, отгороженность от масс. Массовая культура - культура большинства населения, которая формируется средствами массовой информации, "индустрией культуры" - своего рода аналогом конвейерно-поточного материального производства.
  Элитарную культуру обычно критикуют с позиций отхода от традиций народа, его фольклора, самобытности. Массовую же культуру обычно критикуют за низменность вкусов, низкое качество произведений, рассматривая её как "ловушку для масс", как дегенерацию духовной жизни большинства населения. Исходя из этого, часто предлагается другое деление культуры: на традиционную и новую (специализированную).


 
© www.txtb.ru