Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.3. Эволюция и революции как формы социального развития

  Рассмотрение вопроса об этапах исторического процесса предполагает и ответ на вопрос как происходит развитие, как от одного этапа общество переходит к другому, как происходит развитие внутри этапов?
  Практика показывает, что здесь есть две альтернативы, две противоположных формы общественного развития - эволюционная и революционная. Естественно, есть и в разной степени их сочетание друг с другом.
  Эволюция - постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии. Процесс развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества.
  Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к новому качеству.
  Обычно эволюционное развитие характерно для внутриэтапного развития, революционное же развитие - для перехода от одного этапа к другому.
  С точки зрения формационного и технократического подходов, революции в истории - благо, через них осуществляется общественный прогресс, общество быстро достигает желаемых целей. Цивилизационный подход отрицает необходимость революционной формы перехода к высшим ступеням общественного развития, поскольку революции обычно связаны с жертвами, со смертью людей, а это античеловечно.
  Эволюционное развитие в конечном итоге приводит к тем же результатам, но более гуманно - оно сохраняет человеческие жизни. В теории культурноисторических типов данные проблемы не поднимаются.
  Исходя из сказанного, можно выделить два способа (механизма) развития общества:
  1) через борьбу, конфронтацию различных социальных групп;
  2) через их согласие, консолидацию усилий, уравнивание условий существования и развития.
  Согласно первому способу развития, через социалистическую революцию строится общество социальной справедливости, однородности. На этом базируется марксистское учение. Через диктатуру пролетариата - к социальному равенству и однородности.
  На практике попытки перейти от противостояния буржуазии и пролетариата к социально-однородному обществу всегда кончались неудачей. Общество всегда переходило к другому противостоянию - между теми, кто у власти, у распределения, и теми, кто лишен этого.
  Положение человека в обществе зависит здесь не от его способностей, трудолюбия, а от близости к системе власти, что характерно для всех неразвитых обществ. Постепенно это приводит к незаинтересованности людей в труде и к краху таких обществ. Советское общество - наглядный тому пример.
  Согласно второму способу, через эволюционное развитие строится общество равных возможностей на базе частной и других видов собственности, политического и идейного плюрализма. Главное в строительстве такого общества - добиться, чтобы каждый имел равные возможности в достижении желаемого социального статуса.
  Сам же социальный статус тех или иных занятий находится в постоянном развитии. Если возникающие здесь противоречия не решаются в обществе возникает напряженность, которая должна сниматься разумными действиями, не доводящими дело до социальных конфликтов, тем более до революций.
  Как показывает современная практика, такая модель развития наиболее экономически эффективна и наиболее отражает общий интерес.
  К такой модели развития сегодня стремятся все страны в мире, включая и Россию.


 
© www.txtb.ru