|
2. «Органическая теория общества» Г. Спенсера
Позитивистская установка О. Конта на использование в социологии данных других наук, трактовка общества как целостного социального организма получили развитие в работах», английского мыслителя Герберта Спенсера (1820 - 1903).Его главное социологическое произведение - трехтомный труд «Основания социологии» - дает целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество. Г.Спенсер был виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, рассматривавшей социальную эволюцию как продолжение и составную часть биологической эволюции. Это направление опиралось на успехи естествознания, особенно на эволюционную теорию Ч. Дарвина, и являлось одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX века. Взгляды Г. Спенсера на эволюцию природных и социальных явлений нашли отражение в созданной им органической теории общества, которая изложена в работе «Научные, политические и философские опыты». Работа была опубликована в России в 1866 году. Согласно этой теории общество представляет собой единую систему взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Только в рамках целостного социально- природного организма может проявиться подлинное значение любого социального института и субъекта. Весьма плодотворны следующие положения органической теории. 1. Процесс развития биологических и социальных организмов сопровождается дифференциацией их структур и функций. Чем более развит организм, тем он сложнее. 2. Части организма взаимозависят друг от друга и неудачные действия одной из них не могут быть компенсированы действиями других. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки, чем их ранние и простые предшественники. 3. Части организма становятся самодостаточными, хотя составляющие их единицы (например, люди в обществе или клетки в организме) постоянно появляются и исчезают. 4. Возрастающая уязвимость обществ по мере их усложнения вызывает необходимость в создании регулирующей системы, которая контролировала бы и координировала действия составляющих частей. 5. В зависимости от степени жесткости и масштабов управления различаются два типа общества - «воинствующие», регулируемые путем принуждения, и «индустриальные», с более низким уровнем контроля и централизации. Эти в целом конструктивные положения основываются прежде всего на природных явлениях и в должной мере не отражают специфические социальные качества общества. Спорны и не лишены вульгаризации аналогии, приводимые в подтверждение этих положений. Так, правительства сравниваются с мозгом человека; торговля - с кровообращением в организме, а кровяные тельца - с деньгами; промышленность и земледелие - с питанием; транспорт - с сосудистой системой; телеграфные провода с нервной системой живого организма. Существенным вкладом в науку является теория эволюции Г.Спенсера, охватывающая и социальную сферу. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции возрастает значение коллективной деятельности людей и институтов, изменяются многие функции общества - становятся более масштабными, разнообразными и сложными. Г. Спенсер понимал социальную эволюцию как процесс не только объективный, но и во многом зависящий от субъективной мотивации поведения людей. По его мнению, общество не будет развиваться, если не создаст благоприятные условия для деятельности индивидов. При этом каждый индивид должен оценивать свои действия не только с субъективной точки зрения, исходя из своих желаний и устремлений, но и объективной, оценивая себя как члена общества. С радикально - либеральных позиций Г. Спенсер отстаивал идеи индивидуальной свободы и свободы конкуренции, всемерного ограничения роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. С его точки зрения всякое вмешательство в естественный ход событий, особенно социальное планирование, способное привести к биологическому вырождению, поощрению "худших за счет лучших". Со временем спенсеровская концепция эволюции как непрерывного поступательного движения модернизировалась с учетом сложности и многообразия общественных процессов, факторов социальной деградации. Вслед за О.Контом Г. Спенсер уделял значительное внимание проблемам равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий, компромиссов со стороны людей и социальных институтов. Равновесие выступает как сбалансированность во взаимоотношениях людей и фактор стабильности общества. В работах Г. Спенсера анализируются многочисленные проявления социального равновесия: между эмоциями людей и образом их действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, между обществом и личностью. Со времен О.Конта и Г. Спенсера проблема равновесия в обществе является одной из центральных в западной социологии Существенное научное и практическое значение имеют взгляды Г. Спенсера по проблемам распада общества как процесса противоположного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествуют его упадок, который вызывается, прежде всего, внутренними причинами, но также и внешними. Распад общества начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов - власти, армии, прогрессивных организаций. Становится малоэффективной деятельность промышленников. Ослабевают процессы экономической и политической интеграции, усиливаются центробежные тенденции. Растет беспорядок, а правительство предпринимает непродуманные и даже нелепые действия. В работе «Принципы социологии» (1898 г.) Г.Спенсер предложил социологический прогноз результатов социалистических преобразований тогдашнего общества. Он признал тяготы и ущербность бытия в условиях капиталистической конкуренции и воздал должное привлекательности идеи всеобщего братства. Вместе с тем Г.Спенсер полагал, что социализм создаст больше трудностей, чем сможет их разрешить. Подчинение личных интересов общественным и общественная организация труда потребуют принудительной активности государства, роста бюрократии и расширения её властных полномочий. Бюрократия затем консолидируется и превратится в новую аристократию, которую будут вынуждены содержать трудящиеся. Социализм станет только государственным, бюрократическим и никаким иным. Рассмотренные идеи и суждения Г. Спенсера имеют непреходящее значение для понимания общественных процессов, в том числе и в трансформирующемся российском обществе. Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурно - функционального анализа - одной из наиболее влиятельных школ современной западной социологии. Г. Спенсер первым в социологии применил понятия структуры и функции, системы, института.
Представителями эволюционно-органического направления в социологии ХIХ века были во Франции Р.Вормс, в Германии - А.Шефле, в России - П.Л.Лилиенфельд. Они проводили аналогии между организмом и обществом, не учитывая специфику последнего и несводимость социальных процессов к биологическим.
|
|