|
1. О.Конт - родоначальник социологии
Представления об обществе и общественной жизни формировались в течение многих столетий. Эта проблематика обстоятельно разрабатывалась уже в античной философии IV века до н.э. - в трактатах Платона «Государство» и «Законы», в работе Аристотеля «Политика». Впоследствии эта проблематика анализировалась в эпоху Возрождения и в Новое время - в работах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж. - Ж.Руссо, Ш.Монтескье, И.Канта, Г.Гегеля и др. Таким образом, социальную философию уместно считать предшественницей социологии. В качестве самостоятельной науки об обществе как целостной социальной системе социология возникла в 40 - х годах XIX века. Она отразила общественную потребность в осмыслении социальной нестабильности периода быстрого развития капитализма, в прогнозе перспектив развития человечества. О.Конт и другие основатели социологии (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер) предложили реформистский путь развития общества. Преодоление кризиса общественных отношений они связывали с обеспечением согласия и солидарности между различными социальными группами. Социология рассматривалась ими как инструмент познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию с целью достижения стабильности. Термин «социология» был впервые использован Огюстом Контом (1798 -1857) в работе «Курс позитивной философии»(1842). Свои взгляды на общество и историю он нередко называл и социальной философией. С точки зрения О.Конта, социология (первоначально «социальная физика») - единственная наука, которая должна изучать общество как некую социальную реальность, развивающуюся во времени. Ее предназначение состоит в том, чтобы открывать общие законы социального развития, подобно законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Теоретическим стержнем философско - социологических взглядов О.Конта явился сформулированный им закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества - теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии человек объясняет все явления действием сверхъестественных сил на основе религиозных представлений. На метафизической стадии человеческое сознание уже не апеллирует к сверхъестественным силам, а пытается все объяснить с помощью абстракций, в целом отражающих реальные процессы, в том числе и социальные. На этой стадии разрушаются теологические представления и подготавливается переход к третьей стадии - позитивной, или научной. На позитивной стадии сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из данных науки, фиксирует постоянные связи между наблюдаемыми явлениями, прогнозирует различные процессы. В рациональном предвидении О.Конт видел практическое применение позитивной философии и социологии. Согласно О.Конту смена стадий познавательной деятельности во всех науках осуществляется последовательно по принципу «от простого к сложному, от высшего к низшему». Чем проще объект изучения, тем быстрее появляются позитивные знания о нем. О. Конт назвал свое учение позитивным, имея ввиду его базирование на научных данных и ориентацию на обеспечение нового, более устойчивого общественного порядка. Поэтому он вошел в историю науки как основоположник позитивизма - одного из влиятельных направлений в области философии и социологии. В работах О.Конта развитие общества рассматривается как закономерное и прогрессивное. Оно определяется биологическими факторами, движением небесных тел, но особенно интеллектуальной эволюцией человечества. Первичность сознания и его решающее влияние на развитие общества - это главная посылка О.Конта в изучении социальных проблем. Обоснование О.Контом науки об обществе связано также с формулированием закона разделения и кооперации труда. Охватываемые им процессы имеют для общества одновременное позитивное и негативное значение. Позитивны образование различных социальных и профессиональных групп, рост материального благосостояния граждан. Эти же процессы разрушают фундамент общества. Богатство концентрируется в руках немногих, а остальные граждане становятся объектом эксплуатации. Однобокая профессионализация деформирует личность работника, возникают корпорации с присущей им эгоистической моралью. В социологии О.Конт видел науку, способную выработать механизм взаимодействия между частями общества и достижения в нем гармонии. Гармонизацию он понимал как наилучшее сочетание интересов индивидов и социальных слоев, как соответствие друг другу политических учреждений, нравов и идей. Гармония общества рассматривалась О.Контом как важнейшее условие его стабильности, нормального развития сословий, народов и отдельных индивидов. Согласно О.Конту, основное назначение политической власти и главное достоинство политиков состоит в умении согласовать интересы социальных субъектов. Социологическая теория О.Конта состоит ив двух частей - социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественных систем, роль основных институтов - семьи, государства и религии - в обеспечении согласия и солидарности. Основное внимание О.Конт уделял социальной динамике. Ее первичным фактором он считал духовное, умственное развитие человечества. К вторичным факторам относятся климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Из вышеизложенного очевидно, что рассматривавшаяся О.Контом проблематика и методы ее разрешения отнюдь не утратили актуальности. Сохраняют свое значение представления об обществе как целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном характере его развития, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности, науки и культуры. Весьма актуальны и продуктивны взгляды О.Конта на факторы гармонизации общества и обеспечения в нем стабильности, на роль политической власти и политиков в согласовании интересов социальных групп и индивидов.
|
|