|
1.2.2. Концепция общей безопасности
Зарождение и активное обсуждение некоторых важнейших аспектов концепции общей безопасности происходит в начале 1980-х гг. Однако основные положения данной концепции были сформулированы несколько позже - на рубеже 1980 - 1990-х гг., после завершения «холодной войны». Начало теоретических споров по общей безопасности было заложено статьей американского профессора Ричарда Ульмана из Принстонского университета «Заново определяя понятие безопасности» (1983 г.). С его точки зрения, наибольшую угрозу национальной безопасности представляют те действия, которые чреваты резким снижением качества жизни населения определенного государства за относительно короткий промежуток времени и могут повлиять на резкое уменьшение круга политических альтернатив, находящихся в распоряжении правительства страны или частных неправительственных организаций внутри государства. В том же 1983 г. была опубликована работа английского исследователя Бэрри Бузана «Народ, государство и страх». Ее автор в качестве наименьшей единицы (или точкой отсчета) при анализе понятия «безопасность» рассматривает личность. Идеи двух указанных исследователей легли в основу нового (так называемого поствестфальского) подхода к изучению проблем безопасности, который иначе называют «безопасность человека». В рамках концепции общей безопасности оспариваются претензии национального государства на исключительное положение в области обеспечения безопасности, причем как внешней, так и внутренней. Сторонники концепции общей безопасности отмечают, что роль отдельных групп граждан, органов местного самоуправления, неправительственных и надгосударственных организаций, национального и международного общественного мнения в деле обеспечения безопасности не менее значительна, чем роль национального государства. Одной из отличительных особенностей концепции общей безопасности является критика представлений о территории национального государства как о приоритетном объекте в обеспечении безопасности общества и государства. В рамках данной концепции безопасность человека (или «человеческое измерение безопасности») понимается как единство социальных условий, обеспечивающих достойное выживание, благосостояние и свободу. В свою очередь, в основе такого понимания лежит комплекс представлений о минимально достаточной безопасности, являющейся производной от ценностей, в той или иной степени разделяемых всеми людьми на Земле. Представления о минимально достаточной безопасности включают в себя несколько аспектов: 1) представления о физической безопасности, связанные с сохранностью жизни человека, его здоровья, защищенностью от голода, неблагоприятных воздействий окружающей среды, социального и политического насилия, угрожающего жизни и здоровью человека; 2) представления об экономической безопасности, включающие в себя оценку доступности к вознаграждающей занятости, обеспечивающей удовлетворение не только базовых потребностей, но и формирование страхующих сбережений для исключительных случаев; 3) представления о социальной безопасности, связанные с оценкой статуса человека в обществе, его защищенности от угроз физической и экономической безопасности, формируемой как формальными и неформальными общественными институтами, так и государством; 4) представления об этнокультурной безопасности, включающие в себя оценку безопасности этнической идентичности личности и общности, с которой личность себя отождествляет, оценку возможности развития культуры, разделяемой личностью с общностью; 5) представления о безопасности достоинства, связанные с оценкой гуманистической полноты безопасности, цены безопасности для человека, с оценкой меры подавления индивидуальности ради обеспечения безопасности. Последний из упомянутых аспектов представлений о минимально достаточной безопасности составляет одно из существенных различий между концепцией национальной и концепцией общей безопасности. Так, если концепция национальной безопасности рассматривала человека лишь в одном его качестве - в качестве подданного (гражданина) национального государства, выделяя лишь общность одного типа - нацию и единственный вид связи между людьми - политический, то концепция общей безопасности рассматривает человека в качестве носителя многих общественно значимых качеств, раскрываемых в рамках общностей различного типа. В течение 1990-х гг. концепция общей безопасности получила официальное признание. Некоторые ее положения нашли свое отражение в государственных доктринах, а также в международных правовых актах, например в содержании Хартии европейской безопасности, принятой 19 ноября 1999 г. в Стамбуле. Однако концепция общей безопасности не смогла вытеснить, заменить основные идеи концепции национальной безопасности. Более того, уже с середины 1990-х гг. наметилась тенденция к отказу от характерной для концепции общей безопасности идеи о построении мировой системы безопасности.
|
|