|
1.2.1. Концепция национальной безопасности и национального интереса
Смысловое оформление концепции национальной безопасности начинается на рубеже XVIII - XIX вв. Ряд исследователей объясняют появление данной концепции именно в это время тем, что она явилась результатом рефлексии бурных событий этого исторического периода, связанного с революциями, войнами, подъемом национально-освободительного движения. Полагают, что отдельные элементы концепции национальной безопасности появляются уже в работах одного из отцов основателей США - Дж. Медисона. Однако в более или менее завершенном виде положения данной концепции были сформулированы У. Липпманом. Концепцию национальной безопасности рассматривают лишь в качестве одного из исторически известных подходов к безопасности, но далеко не единственного и всеобъемлющего. Несмотря на это, концепция взята на вооружение большинством государств мира и остается одной из наиболее востребованных при решении проблем обеспечения безопасности человека, общества и государства. В рамках концепции национальной безопасности речь прежде всего идет о безопасности государства, о его физической выживаемости, защите и сохранении его суверенитета и территориальной целостности, о способности адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы. По этому поводу У. Липпман, в частности, писал, что нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить, при необходимости, эти интересы путем войны. В рамках концепции национальной или государственной безопасности строят содержание концептуальных положений на основе выделения и учета нескольких основных видов угроз безопасности, а именно: 1) внешние (исходят извне, связаны с попытками подчинить государство другому государству) и внутренние (связаны с состоянием самого государства); 2) реальные и потенциальные; 3) глобальные, региональные и локальные. Основной целью разработки и принятия концепции национальной безопасности в качестве политического документа является стремление наметить приоритетные направления в предотвращении внешних и внутренних угроз, определить комплекс мер и средств по их реализации (крайними из них являются война с другим государством или гражданская война). Важно отметить, что как политический документ концепция национальной безопасности своим содержанием предопределяет основные направления реализации внешней и внутренней политики. Концепция национальной безопасности предусматривает осуществление мероприятий, связанных с обеспечением безопасности государства по нескольким основным направлениям. В их числе можно выделить: • обеспечение физического существования государства и его граждан, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внутренних и внешних угроз; • обеспечение, создание гарантий от внешнего вмешательства во внутренние дела государства; • предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз образу жизни государства и его граждан. Ряд исследователей, в частности К. С. Гаджиев, отмечают, что концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения граждан того или иного государства его места и роли в мировом сообществе. Концепция национального интереса. Понятие «национальный интерес» формируется в 1930-е гг. Впервые понятие «национальный интерес было включено в содержание Оксфордской энциклопедии социальных наук в 1935 г. Приоритет в разработке данного понятия принадлежит американскому теологу Р. Нибуру и американскому историку Ч. Бирду. Однако всплеск интереса к разработке проблемы национального интереса приходится на послевоенные годы (после II мировой войны). В 1948 г. выходит работа Г. Моргентау «В защиту национального интереса». С этого времени интерес к проблеме национального интереса не только не угасал, но все более возрастал. В той или иной степени данная проблема нашла свое отражение в творчестве целого ряда американских, английских, французских, немецких исследователей. Среди них можно упомянуть имена Дж. Кеннана, У. Липпман, К. Уолтца, Э. Фернисса, Дж. Розенау, Р. Арона, П. Ренувена, Ж.-Б. Дюрозеля, Ф. Брайара, Р. Дебре и других. Что понимается под национальным интересом? Отвечая на этот вопрос, Дж. Розенау, в частности, отмечал, что определение национального интереса никогда не может быть ничем иным как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политики. Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления. В рамках концепции национального интереса выделяют в качестве его составных частей: • жизненно важные и второстепенные интересы; • постоянные и переменные интересы; • долгосрочные и конъюнктурные интересы. Формирование национального интереса - длительный исторический процесс, в котором переплетаются экономические, социальные, национально-психологические и иные факторы. Основной составляющей национального интереса является стремление к самосохранению государства, что обеспечивает самосохранение нации. В настоящий момент приоритет в теоретическом осмыслении национального интереса имеет школа «политического реализма». С точки зрения представителей данной школы национальный интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов «реалистами» объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого «общественного интереса», т. е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества. Для отечественной политологии характерны расхождения принципиального порядка как в понимании самой категории «национальный интерес», так и в формулировании национальных интересов. Как отмечают А. Г. Володин, В. Н. Коновалов, в России, где только начинает становиться на ноги гражданское общество, где осуществляется переход от традиционалистских структур к современным, нет идейно-политического консенсуса по вопросу единства национальных интересов. Поиски цивилизационной идентичности вызывают острую и болезненную теоретическую борьбу между западниками-либералами («атлантистами») и славянофилами-государственниками («евразийцами»). Западники считают Россию европейской страной и выделяют универсальное цивилизационное преимущество Запада. Следование руслу западноевропейской политики отвечает, по их мнению, национальным интересам. С их точки зрения гражданское общество - субъект, определяющий содержание национальных интересов. В гражданском обществе проводится внутренняя и внешняя либерализация хозяйственной деятельности. Высший интерес, таким образом, состоит в проведении экономической реформы, которая сделает Россию богаче и свободнее. Один из теоретиков данного подхода - М. В. Ильин - определяет национальный интерес как интерес нации, представленный дву- единством, включающим территориальный суверенитет и гражданское общество. Другая группа политологов видит Россию в качестве евразийской страны и резко дистанцирует себя от либерального понимания национальных интересов. Для этой части национальные интересы обусловлены в первую очередь задачами сохранения и укрепления государственности. Именно государство обладает несомненным приоритетом при формировании внешнеполитического курса. Здесь национальный интерес приравнивается к государственному. Обеспечение государственной безопасности непосредственно связывается с программой усиления государственного регулирования экономики. Высший национальный интерес для них - восстановление СССР и возрождение державного величия страны.
|
|