|
4.1. Понятие «социальное обеспечение»
Как уже отмечалось выше, за рубежом понятие «социальная безопасность» ассоциируется с понятием «социальное обеспечение». В соответствии с данным подходом полагается, что решение проблем обеспечения социальной безопасности, связанное с предоставлением материальной и иной помощи нуждающимся категориям граждан, составляет основу обеспечения национальной безопасности государства в целом. Термин «социальное обеспечение» получил распространение во всемирном масштабе после принятия в 1948 г. Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека. Согласно ст. 22 Декларации, подписанной и ратифицированной большинством стран мира, каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. История понятия «социальное обеспечение» ведется с начала 1930-х гг. Впервые термин «социальное обеспечение» появляется в «Акте о социальном обеспечении» (Social Security Act) в США в 1935 г. и в «Акте о социальном обеспечении» (Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938 г. К настоящему времени сложилось несколько возможных подходов к определению понятия «социальное обеспечение». Под социальным обеспечением может пониматься: • во-первых, особая форма распределительных отношений; • во-вторых, функция государства по обеспечению и обслуживанию нетрудоспособной части населения; • в-третьих, правовая категория, означающая субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, отдельных физических или юридических лиц; • в-четвертых, государственная система и форма материального обеспечения граждан в случае утраты трудоспособности, при потере кормильца, по старости и в других случаях; • в-пятых, отрасль права и т.д. Разнообразие подходов обусловило появление значительного числа определений данного понятия, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе. Еще в 1942 г. английский политический деятель Уильям Беверидж в своем докладе определил термин «социальное обеспечение» следующим образом: социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака.
П. Ларок указывает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основанное на принципе солидарности, гарантирует уровень такой жизни.
Среди отечественных исследователей также нет полного единодушия. Например, Е. Е. Мачульская и Ж. А. Горбачева определяют социальное обеспечение как совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случае утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию. М. О. Буянова определяет социальное обеспечение как форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова указывают, что понятие «социальное обеспечение» обозначает один из возможных способов распределения части валового внутреннего продукта путем представления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса. Некоторые авторы полагают, что термин «социальное обеспечение» в советский период использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета. В современных условиях в стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для обозначения всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты. Поэтому термин «социальное обеспечение» в настоящее время вытесняется из практической сферы новым термином «социальная защита», который, как полагают, в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения». Анализируя представленные определения понятия «социальное обеспечение» можно отметить ряд различий, которые содержатся в каждом из них. Вместе с тем большинство авторов отмечает, что основным значением и целью социального обеспечения является предоставление и реализация права человека на достойное существование через обеспечение минимального уровня его жизни. Принятие во внимание этих обстоятельств позволило свести все многообразие представленных определений к двум основным: • во-первых, в узком смысле социальное обеспечение может означать деятельность государства, социальная политика которого направлена на обеспечение минимального уровня жизни общества, предоставление гарантий каждой личности от основных опасностей, угрожающих потерей средств к существованию, таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность и др.; • во-вторых, в широком смысле социальное обеспечение может означать систему, которая в стремлении достигнуть социального равенства и полного равновесного развития общества и отдельной личности посредством государства и общественных организаций перераспределяет производимый обществом продукт (доход) и предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся. Подходы к построению системы социального обеспечения в разных странах отличаются друг от друга. Международная Ассоциация Социального Обеспечения (International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социального обеспечения следующим образом: 1) социальное страхование; 2) социальная помощь; 3) социальное обслуживание. Согласно современному российскому законодательству в Российской Федерации принят несколько иной подход к классификации видов и форм социального обеспечения. Согласно данному закону в Российской Федерации социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств различают два вида социального обеспечения: 1) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных), а также внебюджетных государственных социальных фондов; 2) негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц. В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих организационно-правовых формах: 1) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размере и порядке, определенных законодательством; 2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств; 3) государственная социальная помощь малоимущим гражданам, источником которой являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С точки зрения положений Международной Ассоциации Социального Обеспечения (International Social Security Association) основу системы социального обеспечения составляет прежде всего социальное страхование, включающее в себя следующие элементы: а) пенсионное страхование; б) медицинское страхование; в) страхование несчастных случаев на производстве; г) страхование по безработице. Главным отличием социальной помощи от социального страхования является то, что для получения пособия клиент, обращающийся в социальные службы должен подтвердить необходимость ее получения. Основу социальной помощи составляют: а) охрана жизни; б) медицинская помощь; в) поддержка военным инвалидам; г) спасение от стихийных бедствий. Основной функцией социального обслуживания в странах Запада является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями населения, чтобы они смогли самостоятельно проявить свои способности. В этой связи в социальное обслуживание включается: а) охрана детства; б) охрана материнства; в) охрана пожилых; г) охрана инвалидов; д) решение вопросов о перевоспитании; е) предоставление консультационной помощи. Дифференциация лиц, нуждающихся в социальном обеспечении, с одной стороны, и использование комплексного подхода в решении проблем клиента, с другой стороны, позволяют службам, предоставляющим социальный сервис, достаточно полно решить проблемы, возникающие у населения. Принципы, лежащие в основе построения системы социального обеспечения, достаточно существенно варьируются, в зависимости от стран, их осуществляющих. Можно выделить несколько подходов к их формулированию. Одним из первых, кто сформулировал комплекс принципов построения системы социального обеспечения, был У. Беверидж. С точки зрения У. Бевериджа, этот комплекс включает в себя: 1) принцип равной ставки средств к существованию; 2) принцип равной ставки вклада; 3) принцип объединения ответственности административных руководителей (наличие единого управленческого органа); 4) принцип достаточности выплат; 5) принцип охватываемости (взаимосвязи) объекта и события; 6) принцип классификации объектов помощи по категориям. Принципы, лежащие в основе построения системы социального обеспечения в Российской Федерации не нашли своего законодательного закрепления, что во многом обусловливает некоторую разность в подходах, характерную для отечественных исследователей. Так, например, М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова указывают следующие общие принципы права социального обеспечения, лежащие в основе построения системы социального обеспечения и ее функционирования: 1) всеобщность социального обеспечения; 2) предоставление социального обеспечения работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью; 3) установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; 4) многообразие оснований и видов социального обеспечения; 5) дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств; 6) участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Е. Е. Мачульская и Ж. А. Горбачева демонстрируют несколько иную позицию в интерпретации указанных принципов. Они называют следующие принципы: 1) всеобщность права на социальное обеспечение; 2) дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; 3) комплексность, т. е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом; 4) адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека. Г. В. Сулейманова, обобщая позиции указанных выше авторов, формулирует следующие принципы: 1) всеобщность и доступность социального обеспечения; 2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; 3) социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны; 4) социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей (специальные фонды, средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, местных бюджетов; средства отдельных юридических и (или) физических лиц; 5) дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств. В рамках некоторых международных организаций, занимающихся координацией в решении проблем трудящихся [Мировая организация труда (МОТ), Мировая федерация профсоюзов] выработаны свои подходы к формулированию принципов, которые должны лежать в основе построения системы социального обеспечения. Но поскольку решения этих организаций носят рекомендательный, а не обязательный характер, то каждая страна осуществляет свой индивидуальный выбор принципов, в зависимости от экономического развития страны и социальных обстоятельств, возникающих на данном этапе ее развития. Вне зависимости от наличия индивидуальных черт в построении системы социального обеспечения, имеющихся в той или иной стране, каждая из них, создавая такую систему, как правило, преследует одни и те же цели, которые находят свою реализацию в выполнении системой социального обеспечения следующих главных функций: а) обеспечение приемлемого уровня жизни населения (посредством оказания социальной помощи нетрудоспособным, предоставления возможности социального страхования для трудоспособных, поддержки социальным обслуживанием нуждающихся в помощи);
б) перераспределение доходов;
в) экономическая стабилизация общества. Традиционно основными видами социального обеспечения являются: 1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.); 2) натуральная помощь (выдача одежды, обуви, медикаментов, продуктов питания, технических приспособлений для инвалидов: слуховых аппаратов, костылей, кресел-колясок и т. д.); 3) социальные услуги и льготы (содержание в домах престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, трудоустройство инвалидов и пр.). Каждая страна мира имеет свою историю построения системы социального обеспечения, которая обусловила выработку определенного стратегического направления в ее современном развитии. Например, самая промышленно развитая страна мира (США) вплоть до 1930-х гг. практически не имела системы помощи бедным и нуждающимся. И, наоборот, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Великобритании, Швеции) программы социального обеспечения граждан, финансируемые и управляемые правительствами этих стран, начали вводить еще в конце XIX - начале XX вв. В России система социального обеспечения, затрагивающая большую часть населения страны, по сути, стала создаваться только лишь после установления Советской власти.
|
|