|
3.3. Угрозы социальной безопасности
Существует несколько возможных подходов к выявлению и классификации угроз социальной безопасности. Во-первых, выделяют объективные и субъективные угрозы. К первым относят угрозы, возникающие в связи с объективно складывающейся обстановкой. Ко вторым - вызванные субъективным воздействием соперников или партнеров на международной арене или определенными группами интересов внутри страны. Во-вторых, выделяют внешние и внутренние угрозы социальной безопасности. В-третьих, угрозы социальной безопасности могут быть разделены на потенциальные и актуальные. В рамках данной классификации под потенциальными угрозами понимаются угрозы, которые существуют длительное время, поскольку они обусловлены долговременными факторами геополитического положения страны. Кризисное состояние международной или внутренней среды, обострение внутренних или внешних противоречий может обусловить переход потенциальных угроз в актуальные. Основой перехода потенциальных угроз социальной безопасности России в актуальные является общее кризисное состояние мировой системы. Возможны и другие подходы к классификации угроз социальной безопасности. Вместе с тем, выделяя те или иные угрозы социальной безопасности, следует учитывать, что реальные угрозы безопасности носят комплексный характер, для них характерна взаимосвязь субъективных и объективных, внешних и внутренних, потенциальных и актуальных обстоятельств, обусловливающих их воздействие на развитие ситуации в социальной сфере той или иной страны. Внешние угрозы социальной безопасности России. Ресурсные, демографические и экологические процессы постоянно требуют внесения изменений в мировой порядок в сторону повышения общей управляемости, взаимодействия и принятия коллективных решений. Это предполагает определенные ограничения на действие чисто рыночного механизма, в котором регуляторами выступают спрос-предложение, цена, прибыль. Усиливается действие нерыночных согласительных механизмов на всех уровнях управления. В условиях современного однополярного мира существует одна сверхдержава - США, которая стремится установить мировой порядок, отвечающий только интересам этой страны и ее союзников. Дальнейшее развитие западных стран во главе с США требует значительных ресурсов, как природных, так и людских, финансовых. Заинтересованность стран Западной Европы и США в природных, финансовых и людских ресурсах обусловили достаточно одностороннее развитие экономики России в течение 1990 - 2000-х гг. Ориентация на сырьевой экспорт и развитие добывающих отраслей неизбежно привели к деградации социальной структуры, ухудшению жизненного уровня населения, незанятого в добыче и первичной обработке полезных ископаемых, сокращению численности населения страны. Последствием этих процессов стали снижение уровня образования и культуры, эмиграция квалифицированных кадров из страны. Развитие этих тенденций делает невозможным возвращение России в число лидеров научно-технического прогресса и высоких технологий. В настоящий момент имеет место структурная несовместимость экономик России и Запада по характеру и организации производства, потребительского спроса, структуре издержек и цен. Экономика западных стран - это экономика расточительного потребления в среднем достаточно богатого населения. Унаследованная от СССР экономика современной России строилась и строится с учетом решения задачи по предоставлению населению умеренного достатка при широких социальных гарантиях и массовом доступе к фондам общественного потребления. В отличие от западных стран Россия не смогла перейти от экономики массового ресурсоемкого производства к производству интенсивному, наукоемкому и ресурсосберегающему. Географическое положение России обусловливают большие затраты ресурсов, прежде всего энергоносителей. В этих условиях открытая экономика ведет к утечке из России капиталов и импорту готовой продукции, в том числе продуктов питания, товаров народного потребления краткосрочного и длительного пользования, что создает условия для безработицы и сокращения рабочих мест. Эта угроза социальной безопасности является следствием объективно складывающейся в современном мире обстановки. Одной из главных угроз субъективного характера социальной безопасности является политика стран Запада в отношении России. Вместо открыто провозглашаемого партнерства на практике Запад, ориентируясь на принцип двойных стандартов, осуществляет в отношении России политику дискриминации. В начале 1990-х гг. навязанная России политика «шоковой терапии», связанная с либерализацией цен, приватизацией, открытием внутреннего рынка, привела к спаду промышленного производства в размере более 50 % от уровня 1989 г. В соответствии с соглашениями с МВФ Россия почти полностью была лишена свободы в выборе своей экономической политики. Экономическая стабилизация, укрепление финансовой самостоятельности России в течение 2000-х гг. оказали удручающее впечатление на западных политиков. Попытки проникновения российских компаний на западные рынки встретили достаточно жесткий отпор не только со стороны руководства западных компаний, но и со стороны правительственных органов, прежде всего западноевропейских стран. Достаточно опасным явилось идеологическое воздействие на Россию в области системы ценностных ориентаций. На фоне крушения идеалов коммунизма, социалистической идеологии Запад попытался навязать России новую систему ценностных ориентаций, основанную на принципах космополитизма, индивидуализма, меркантильного интереса, сиюминутной выгоды. Россия оказалась ареной деятельности различных нетрадиционных для нее церквей и сект. Деятельность многих из них носит явный антигосударственный, антиобщественный, разрушительный характер, направленный на отрыв людей от реальной жизни, подавление их воли к солидарности в борьбе и труде, безоговорочное подчинение главарям сект. Это воздействие вызывает распад в системе ценностных ориентаций, приводит к расколу в общественном сознании, способствует развитию дезинтеграционных процессов в стране. Внутренние угрозы социальной безопасности России. Внутренние угрозы социальной безопасности для России во многом обусловлены политикой «шоковой терапии» по финансовой стабилизации экономики страны, проводившейся в 1990-е гг., и принятием модели сырьевого развития страны. Следствием этой политики стало разрушение социальной структуры российского общества, сложившейся в советский период, маргинализация значительной части населения России, формирование биполярной структуры распределения по имущественному достатку, вымывание остатков среднего класса. Помимо дифференциации по имущественному достатку в течение 1990-х гг. в России сформировалась региональная дифференциация доходов с тенденцией перетока богатства в Московско-Петербургский регион. Это обстоятельство не могло не способствовать сепаратистским тенденциям, некоторые из которых приняли характер этнических противоречий и конфликтов. Принятая модель сырьевого развития побуждала и побуждает богатые сырьем регионы к попыткам отгородиться от остальной части страны, осуществить передел доходов от природных богатств в свою пользу. Таким образом, главными угрозами социальной безопасности России, сформировавшимися в постсоветский период и сохраняющими свое значение до сих пор, являются высокая вероятность социального взрыва (сначала на локальном, а потом и на общенациональном уровне) и дезинтеграция страны под давлением сепаратистских движений. Формирование биполярной структуры российского общества, низкий уровень жизни значительной части населения, разрушение системы ценностных ориентаций обусловили прямую угрозу демографическим процессам. Россия находится перед лицом угрозы депопуляции. В настоящий момент смертность в России находится на уровне развивающихся стран, а рождаемость - на уровне развитых. Происходит быстрое старение населения наряду с резким нарушением его половой структуры (число женщин примерно на 9 млн превышает число мужчин). Геополитическое положение России, характеризуемое обширностью ее территории, огромной протяженностью границ, суровыми климатическими условиями еще более обостряет угрозы, связанные с депопуляцией. При падении численности населения и возрастании доли нетрудоспособного населения до определенных пределов Россия будет не в состоянии поддерживать адекватную ее территории инфраструктуру и не сможет обеспечить защиту границ и территориальную целостность. Одним из последствий депопуляции является возрастание доли старших возрастов. Необходимость его обеспечения ляжет тяжелым бременем на трудоспособное население и может поставить на грань финансовой катастрофы систему социального обеспечения. В настоящий момент для России характерны сильнейшие деформации в области социальной мобильности. Происходит социальная миграция вверх худших представителей из низших страт (криминальных элементов) и вытеснение вниз честных, продуктивных и образованных. Гуманитарная, естественнонаучная и техническая интеллигенция, стремительно скатившись в 1990-е гг. в социальной иерархии вниз, образовала слой «новых бедных». На их место выдвинулись строители финансовых пирамид, мошенники, бандиты, рэкетиры. Деформировались и процессы горизонтальной социальной мобильности. Вместо массовых миграций на комсомольско-молодежные стройки, на учебу, молодежь устремилась в охранные организации, финансово-спекулятивные структуры. Особое место заняла миграция за рубеж научно-технических кадров, деятелей культуры и искусства. Значительная часть деловой элиты рассматривает свое пребывание в России как временное. Россия рассматривается как источник богатства, которое они переводят за рубеж и используют для долговременных вложений в экономику западных стран. Значительные масштабы приобрела торговля людьми: публичные дома всего мира оказались заполнены россиянками, велики объемы торговли детьми.
|
|