|
2.5. Социально-креативная функция
С одной стороны, СМИ участвуют в функционировании реальных социальных общностей и институтов: жителей страны или города, работников отрасли или членов общественных организаций. Назовем эту функцию социальноорганизаторской. С другой стороны, они же (похоже, что в Интернете - в особенности), способны создавать среду для формировании социальных общностей (объединений, идентичностей, солидарностей), существующих только благодаря коммуникациям. Тогда это социально-креативная функция. Как уже отмечалось (см. 1.3), традиция изучения влияния СМИ на отношения между людьми в различных общностях - довольно давняя. В целом обнаруживается положительная связь между включенностью в массовые коммуникации, с одной стороны, и в реальную общественную жизнь комьюнити - с другой. Наряду с указанной существует и общая для человечества тенденция возрастания роли так называемых виртуальных, в том числе создающихся в Интернете, общностях, которые обязаны своим существованием только каналам дистанцированной, технически опосредованной коммуникации. В социологии и социальной психологии признано, что сама аудитория любого СМИ есть особое сообщество, объединенное деятельностью по потреблению информации из определенного канала. На этой основе, особенно в результате многолетней практики, укрепляется близость взглядов, накапливается общий информационный и ценностный багаж, при определенных усилиях редакции развивается обмен мнениями, в том числе - по общественно-политическим, гражданским вопросам. По мнению ряда обществоведов, на базе общих коммуникаций будут создаваться новые общности, связанные общими культурными интересами, сходством проблемных ситуаций, потребностью в выражении своих взглядов и в давлении на лиц, принимающих решения. Интернет выявил новые грани этого явления. Как отмечает один из известных западных исследователей Г.Рейнгольд, сообщество юзеров может сделать то, что раньше мог только провайдер. С участием последнего или без него пользователи вступают в контакты, которые, повторяясь, укрепляют чувство идентичности, принадлежности к данному виртуальному комьюнити. На заре Интернета это были так называемые «группы новостей» (news groups), позже - форумы и чаты, в составе многофункциональных сайтов или автономные. Они обладают в силу общей природы Интернета и свойств вероятностных анонимных общностей способностью порождать внутри себя и более мелкие общности («массу внутри массы»). По мнению М.Кастельса, Интернет обновляет старые способы связи личности и общества - социальности. Раньше они были в основном территориальными, а новая их модель - «сетевой индивидуализм». Многочисленные связи в Сети относятся к числу слабых, но они важны и могут обеспечивать даже семейные общности. К концу прошлого столетия каждый десятый американец был членом семьи, имевшей свой сайт и решавшей общие проблемы, находясь на любых расстояниях друг от друга. Получается, что личность, подобно многовалентной частице, с помощью Интернета, в том числе интернет-СМИ, оказывается способной вступать в самые разнообразные социальные связи.
Уже в первые годы массового распространения Интернета активисты «Европейской контрсети» - части общественной организации «Ассоциация за прогрессивные коммуникации» предостерегали, что Сеть не может заменить реальные человеческие контакты. Однако новые способы связи между людьми способны давать и серьезные результаты, в том числе при давлении на власть, а потому важно снижать цифровое неравенство, уменьшать разницу между теми, кто имеет возможность и знает, как использовать новые технологии, и теми, кто нет.
Интернет-СМИ не должны заменять реальные человеческие контакты, но они могут обогатить их, создавая новые и поддерживая уже существующие. Тем самым они выполняют социально-организаторскую и социально-креативную роль.
|
|