Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1. Социологический подход к изучению социальных коммуникаций. Виды социологических исследований

  Название этого раздела навеяно одной из самых ранних социологических монографий, посвященных СМИ. В конце 60-х годов прошлого века социологи осваивали исследования телевидения, в начале следующего века - Интернета. В чем же особенности социологического видения тех явлений, что относятся к журналистике?
  «Социология - это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функциях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения». Как видно уже из этого определения, социологи не занимаются творческими, организационными, экономическими, технологическими вопросами проектирования и работы интернет-СМИ. Они рассматривают их как социальный институт - определенную форму организации совместной деятельности людей, как способ связи между ними, как фактор, оказывающий воздействие на их жизнь.
  Интернет и СМИ как его часть относятся к институтам социальной коммуникации - средствам общения, обмена информацией. Функционирование интернет-СМИ как социального института определяется потребностями и интересами различных социальных субъектов, что предполагает выполнение соответствующих функций (см. разд. 2). Изучая Интернет и СМИ в его составе, социологи выявляют, какие изменения вносит этот институт в жизнь людей и как следует оценивать такие изменения в свете существующих представлений об объективных социальных потребностях личности, группы, общества в целом, в зависимости от осознанных и разделяемых обществом социальных целей. В социологических исследованиях выявляются не только факты поведения людей, но и мотивы, стоящие за ними: оценки, запросы и т.п. стороны отношения. Социологи пытаются выявить и факторы/причины, обуславливающие поведение, а также последствия использования данной системы коммуникаций. Тем самым социологи нацеливаются и измерить, и описать, и объяснить, и, по возможности, спрогнозировать происходящее в данной сфере, установив действующие здесь закономерности. Как и в любой предметной области социологии, в данной сфере существуют разные виды исследований. Прежде всего они делятся на теоретические, нацеленные на выявление социальной сущности изучаемых объектов, закономерностей их функционирования ( см. разд. 2), и эмпирические, в том числе прикладные, в результате которых получают сведения о реальном состоянии социальных объектов, на основе чего принимают практические решения (см. разд. 3).
  Эмпирические исследования делятся на качественные и количественные. Первые нацелены на получение сведений об отдельных объектах, выявлении их разнообразия, вариантов присущих им свойств ( например, фокус-интервью). Во вторых получают статистические факты - «типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений». В таких случаях зачастую требуется соблюдение принципа репрезентативности выборки (см. разд. 4.1).
  Социология Интернета складывается на наших глазах и развивается стремительными темпами. Это объясняется, с одной стороны, скоростью распространения самого этого явления, а с другой - накопленным ранее опытом изучения традиционных СМИ. Первая монография по исследованиям, связанным с Интернетом, появилась в России в 2000 г.
  Нужды заказчиков заставляют удешевлять и убыстрять проведение социологических исследований. От очных опросов по месту жительства во второй половине прошлого столетия западные фирмы все чаще переходили к более дешевому и оперативному телефонному опросу, если это позволяет уровень телефонизации. Теперь же очередь за освоением Интернета как системы каналов, способных связывать социолога с респондентами (опрашиваемыми).Самые ранние электронные опросы в начале 90-х годов проводились с использованием e-mail. Им предшествовала гибридная форма: рассылка через обычную почту компьютерных дисков и получение по почте же заполненных дисков (методика Disk By Mail). С появлением Интернета возникли новые формы сетевых опросов (см. разд. 4).
  Ряд западных фирм ведут исследования в десятках стран, включая Россию, на разных языках. Даже глобальные исследования могут быть проведены всего за 48 часов. Например, система, используемая американской компанией Harris Interactive, способна за пять минут получить и обработать 144 тысячи ответов опрашиваемых.

Назад

 
© www.txtb.ru