|
6.4. Технология работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей
Характеристика детей, оставшихся без попечения Сегодня проблема детей, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигла предельной остроты, и ее безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях - стержень новой социальной политики. Но теории и подходы, которые разрабатываются в связи с возникшей проблемой, по сути, откорректированные временем старые идеи [6,с.31]. Но, несмотря на это ежегодно 200-250 детей, возвращаются родителям, до 80 % вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, определяются в семьи, число выпускников детских домов, находящихся в местах лишения свободы, сократилось на 20 % [3,с.14]. Выделяется категория детей - «дети, оставшиеся без попечения родителей», которая подлежит передаче на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующие органы для детей, оставшихся без попечения родителей [8,с.85]. К детям, оставшихся без попечения родителей, относятся дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбытием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых об обвиняемых в совершении преступлений, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [4, с.159].
Дети, попавшие в такую группу, испытывают воздействие следующих факторов: медико-биологические (состояние здоровья, нарушения в психическом и физическом развитии и т. д.);
- социально - экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей и т. д.); - психологические (неприятие себя, трудности общения и т. д.); - педагогические (отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [2,с.91]. Для решения этих проблем необходим социально - педагогический подход и он должен быть положен в основу разработки социально - педагогических технологий работы и ними. Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровестниками, в медицинском обслуживании и т. д.
|
|