Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.3. Методика работы социального педагога с различными категориями семей

  Типология, в основе которой способность решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы:
  - семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;
  - семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера) и в которых по этому исключены любые индивидуальные разногласия.
  S-семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.
  Типология семей по ее функциональной состоятельности:
  - функционально состоятельные;
  - функционально несостоятельные («группа риска») - конфликтные семьи.
  Неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-авторитарный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно­равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п.
  Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов:
  1. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием - асоциальное поведение и антиобщественные ориентации; выступают институтом десоциализации:
  - криминально-аморальные семьи (криминальный фактор риска);
  - асоциально-аморальные семьи (антиобщественные установки и ориентиры). Социально-педагогическая работа с этими семьями:
  - сотрудничество с ПДН;
  - социальный патронаж;
  - социально-правовая защита детей.
  2. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные семьи:
  - скандальные;
  - тихие.
  Типология семьи по типу воспитательных ошибок:
  - с попустительско-снисходительным характером воспитания;
  - с позицией круговой обороны воспитания;
  - с демонстративным стилем воспитания;
  - с педантично-подозрительным стилем воспитания;
  - с жестко-авторитарным стилем воспитания;
  - с увещевательным стилем воспитания;
  - с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;
  - с воспитанием по типу «кумир семьи»;
  - с непоследовательным стилем воспитания.
  Многодетные семьи: семья, имеющая трех и более детей и их виды:
  - семьи, в которых любят своих детей и сознательно хотели их иметь;
  - семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей;
  - семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей;
  - семьи, в которых рождение большего количества детей можно считать проявлением неблагополучия.
  Методика социального патронажа и надзора:
  Социальный патронаж - это форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье. Срок социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа:
  - Знакомство. Договор с семьей.
  - Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
  - Сбор информации о семье.
  - информации о семье.
  - Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с Анализ семьей.
  - Выход из семьи.
  В деятельности социального педагога используется также надзор и такие его формы:
  - официальный (формальный) - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц;
  - неофициальный (неформальный) социальный контроль - представляет не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения.
  Объект социального надзора - выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций.
  Методика социально-педагогического семейного консультирования:
  Семейное консультирование - это оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
  Предметом социально-педагогического консультирования является:
  - в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
  - в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция;
  - в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, профилактика болезней;
  - в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи;
  - в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации;
  - в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
  Структура технологий работы с неблагополучной семьёй
  Структура технологий работы с неблагополучной семьёй включает 3 уровня:
  Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
  Диагностический уровень. Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделим наиболее важные из них:
  1. Методологические принципы:
  - объективность в сборе фактов и их интерпретации;
  - множественность источников информации;
  - достоверность информации;
  - клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
  2. Этические принципы:
  - конфиденциальность;
  - степень открытости - право клиента;
  - невмешательство в частную жизнь.
  На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
  - наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
  - беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
  - анкета (письменный опрос);
  - тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
  Широко используются в диагностике:
  - шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.
  - карточные методики - набор карт с определённым смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, её жизненной ситуации, облегчает работы с людьми, имеющими затруднения в общении, оказывает успокаивающее действие.
  - проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание).
  - ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений.
  - экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом.
  - анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчётности, для защиты своих интересов.
  - метод социальных биографий - сбор информации об истории ж изни человека и его семьи.
  3. Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Реабилитационный уровень состоит из трёх подуровней - индивидуального, группового и общинного.
  На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребёнком используются несколько технологий:
  Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
  Методы, приёмы консультирования:
  - беседа;
  - включенное обсуждение;
  - убеждение;
  - одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
  - приём активного слушания;
  - приём парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.
  - использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
  - прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения.
  - приём Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента.
  - метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашёл выход из подобной ситуации.
  Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
  Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать её, ходатайство; защита прав клиента.
  Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому.
  Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства. Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
  Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций.
  Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности. При этом он должен быть твёрдо убежден в правильности своих действий, быть способным и чётко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог готов постоянно осваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
  Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:
  1- й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
  2- й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
  3- й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
  4- й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
  5- й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
  6- й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
  7- й этап: составление карты семьи;
  8- й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия);
  9- й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй;
  10- й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
  11- й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
  Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.


 
© www.txtb.ru