Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Обзорное исследование (исследование обследованием)

  Обзорное исследование рассчитано на получение сведений с помощью анкет и интервью. При обследовании посредством интервью задают ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрируют ответы респондентов. При анкетировании респондент читает вопросы и отвечает на них письменно. Если анкеты рассылаются по почте, то респондент может даже никогда и не видеть исследователя. Но и в том, и в другом виде обследования исследователь сначала выдвигает гипотезы, а затем составляет систему вопросов, которые должны выявить мнения, убеждения, установки людей, их самоотчеты о пережитом, т. е. весь тот материал, который необходим по данной теме исследования.
  Подготовка хорошего, добротного вопросника интервью или анкеты не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Планирование обзорного исследования включает в себя формулировки вопросов, рассмотрение подходящих альтернативных ответов, решение вопроса о размерах анкеты или опросника.
  Следует иметь в виду, что уже сама формулировка вопросов может оказать влияние на характер получаемых ответов. Здесь могут сыграть роль категоричность, утвердительность, оценочность, резкость, афористичность, последовательность заданных вопросов. Поэтому при подготовке исследования важно убедиться, что вопросы имеют нейтральный, бесстрастный, т. е. не склоняющий к определенному ответу, характер. В противном случае, мы столкнемся с проблемой требуемых характеристик и ожидания оценки. Необходимо также убедиться в том, что вопросы понятны обычному среднему человеку-респонденту, что их достаточно для получения необходимых сведений.
  Сама процедура проведения исследования также имеет свои тонкости. Так, скажем, чтобы получить прямые, искренние ответы на некоторые вопросы, касающиеся, например, интимных, личностных, семейных проблем, интервьюеру необходимо установить доверительные отношения с респондентом. Но, с другой стороны, интервьюер должен стандартизировать процедуру проведения интервью, чтобы исключить вольное или невольное подталкивание респондента к нужному ответу. Интервьюер должен демонстрировать бесстрастность и отстраненность, свою незаинтересованность в каком-либо определенном типе ответа. А это, согласитесь, затрудняет установление доверительности. Кроме того, людям часто проще ответить на какие-то вопросы письменно и анонимно. Поэтому обычно обследование чаще проводят с помощью анкет. Анкетирование, кроме того, разрешает еще одну проблему: отпадает нужда в большом количестве интервьюеров. Ведь иногда, в крупномасштабных обзорных исследованиях, для работы в качестве интервьюеров привлекают сотни человек.
  Как при анкетировании, так и при интервьюировании требуется уделять большое внимание процедуре составления выборки. Если необходимо охватить обследованием большие массы населения, например, целой страны, то исследователю нет необходимости опрашивать каждого жителя. Для этого достаточно грамотно составленной выборки, скажем, из двух-трех тысяч человек, представляющих все слои населения. Неграмотные, непрофессионально составленные выборки всегда приводят к искаженным, неточным результатам. В этом отношении показательны многие теле- и радиопрограммы, где “блуждающий репортер” опрашивает прохожих по каким-то вопросам. Такие опросы практически бессмысленны, поскольку никогда не дают объективной информации и ничего не говорят о реальных взглядах и интересах большинства населения.
  Итак, основным преимуществом обзорного исследования является его точность, определенность, возможность прямого, непосредственного получения информации. Здесь не нужно придумывать и создавать ситуации, не нужно искать возможность попасть в естественные условия, позволяющие наблюдать поведение людей. Исследователь просто опрашивает их по интересующей его теме и зачастую это единственный способ получить необходимые сведения. Если вам нужно узнать о планах человека на будущее, то эти сведения можно получить от него самого, только попросив рассказать об этом.
  Анкетирование и интервью имеют свои достоинства и недостатки, которые примерно уравновешены. Скажем, анкетирование — более легкий и экономичный способ обследования, чем интервьюирование. К тому же анкетирование гарантирует большую анонимность респондента, что особенно важно, когда изучаются личностные, интимные аспекты человеческой жизни.
  Однако интервью “лицом к лицу” позволяет интервьюеру получить дополнительную информацию, наблюдая поведение респондента. Интервьюер может также уточнить вопрос, вызвавший затруднение респондента. И, наконец, интервьюер точно знает, что на его вопросы отвечает именно тот человек, который его интересует.
  Но в применении и этого метода исследователь сталкивается с затруднениями. Главное из них связано с достоверностью, правдивостью информации, которую сообщает о себе респондент. Если, например, респондента опрашивать о событиях достаточно отдаленного прошлого, скажем, о детских годах его жизни, то сведения, которые он сообщит будут частично искажены из-за того, что многое забылось, вытеснилось, а что-то, наоборот, могло быть невольно привнесено, придумано. Ведь прошлое, как правило, нами идеализируется и приукрашивается. И даже когда обсуждаются недавние события, то и здесь не исключены искажения, вызванные пристрастиями, вольными интерпретациями, желанием оправдать себя. Одним словом, здесь в полную силу работают механизмы защиты личности. Наиболее отчетливо это проявляется при исследовании некоторых, особо тщательно табуированных форм поведения, например сексуального. Поэтому люди, обычно скрытны и менее всего искренни при описании своего сексуального опыта. Эти и другие темы вызывают ожидание оценки, что ведет к приукрашиванию поведения, так как человек часто стремится создать о себе наиболее благоприятное впечатление. Проблема эта касается как интервью, так и анкетирования.
  Анкетирование к тому же практически не дает возможности исследователю контролировать ситуацию. Он почти не имеет возможности убедиться, что анкета была вручена тому, кому предназначалась и что на нее отвечает тот, кому следует. У него также нет уверенности, что респондент правильно понял все вопросы.
  Подводя итог, отметим, что обзорное исследование позволяет ученым непосредственно задавать вопросы по интресующим их проблемам. Анкетирование особенно удобно для проведения крупномасштабных исследований. На его основе можно делать заключения, касающиеся очень широких слоёв населения. Вместе с тем, в обзорном исследовании приходится всецело полагаться на точность, честность и искренность респондентов. Ведь все сведения, полученные в обследовании, поступают от самих людей, берутся из их самоотчетов о собственном поведении. А это, разумеется, не самый надежный источник информации.
  Заканчивая разговор о методах исследования в социальной психологии, стоит еще раз напомнить, что выше мы обсудили не все методы, а лишь наиболее часто применяемые. Так что приведенный здесь перечень необходимо рассматривать не как исчерпывающий, а лишь как примерный.
  Кроме того, помимо уже упоминавшихся выше так называемых “нереактивных” методов исследования в социальной психологии вполне может быть допустимо использование методов диагностики, применяемых в клинической психологии. Так, например, в некоторых случаях в качестве вспомогательных средств могут быть задействованы проективные методы, личностные опросники, тесты (скажем, эмоциональных состояний, интеллектуального развития и т. д.). Одним словом, пытливый, вдумчивый, творческий исследователь в области социальной психологии вправе, и даже обязан, применять весь арсенал экспериментальной психологии.

Литература

  1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / Пер. с англ. М.: Прогресс: Культура, 1995. 608 с.
  2. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
  3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  4. Бандура А., Уолтерс С. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. C. 55-61.
  5. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. C.173-180.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
  7. Гордеева Т.О. Кросс-культурный эксперимент // Корнилова Т.В. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Изд. группа ФОРУМ—ИНФРА-М, 1998. С.108-138.
  8. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. 486 с.
  9. Гофман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.188-197.
  10. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. 352 с.
  11. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986.№ 3. С. 103-136.
  12. Ждан А. История психологии: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.
  13. Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент (1975) // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 296-320.
  14. Зимбардо Ф., ЛяйппеМ. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 448 с.
  15. Тибо Д., Келли Х. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 61-82.
  16. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: ЧеРо, 1997. 256 с.
  17. Корнилова Т.В. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Изд. группа ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. 296 с.
  18. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 34-240.
  19. Лафранс М. Руководство по разумному потреблению научной информации (1977) // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. C. 1961.
  20. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика- Пресс, 1994. 608 с.
  21. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
  22. МакГайр У. Дж. Ин и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. C. 32-50.
  23. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
  24. Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971. 207 с.
  25. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Пи-тер, 2000. 528 с.
  26. Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 256 с.
  27. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 528 с.
  28. Стивенс С. Экспериментальная психология: В 2 кн. М.: Иностранная литература, 1960.
  29. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 63-83.
  30. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966.
  31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во “АСТ-ЛТД”, 1998. 672 с.
  32. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
  33. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1998. 528 с.
  34. Ярошевский М. Психология в ХХ столетии. М., 1971.
  35. Campbell A., Converse P.E. & Rogers W.L. The quality of American life: perceptons, evaluations, and satisfactions. New York, 1976.
  36. Eagli АЛ. & Carli L.L. Sex of researchers and sex-typed communications as determinants of sex differences in influenceability: A meta-analysis of social influence studies // Psychological Bulletin. 1981. № 90. P. 1-20.
  37. Harrison A.A. & Saeed L. Let’s make a deal: An analysis of revelations and stipulations in lonely hearts advertisements // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. № 35. P. 257-264.
  38. Hendrick C. Role-playing as a methodology for social research: A symposium // Personality and Social Psychology Bulletin. 1977. № 3. Р. 454.
  39. McGuire W.J. Perspectivism: A look back at the future // Contemporary Social Psychology. 1984. № 10. P.19-39.
  40. Miller N. & Cooper H.M. Special issue: Meta-analysis in personality and social psychology // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. № 17.
  41. Sears D.O. College sophomores in the laboratory: Influences of a narrow data base on social psychology’s view of human nature // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 51. P. 515-530.
  42. Sprecher S. The relation between inequity and emotions in close relationships // Social Psychology Quarterly. 1986. № 49. P. 309-321.
  43. Stewart R.A. Habitability and behavioral issues of space flight // Small Group Behavior. 1988. № 19. P. 434-451.


 
© www.txtb.ru