Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Имитативное исследование (ролевая игра)

  Многие ситуации и виды поведения, интересующие психологов, не могут быть изучены непосредственно через наблюдение. Существуют, скажем, правовые ограничения, запрещающие присутствие посторонних во время судебного совещания присяжных. Поэтому прямое наблюдение процесса принятия судебного решения просто невозможно. Есть также этические ограничения, не позволяющие проводить экспериментальные исследования с созданием экстремальных условий, чреватых стрессовыми, травмирующими последствиями. Есть немало и других ситуаций, где по многим причинам невозможны наблюдение или чистый эксперимент.
  Во всех этих случаях психологи прибегают к помощи имитации, т. е. пытаются сконструировать некоторые критически значимые аспекты ситуаций, имеющих место в реальной жизни. В имитации участников исследования просят сыграть роль, или действовать так, как будто все происходит на самом деле. Чтобы лучше представить себе, как это делается, вспомним описанное выше исследование “Стэнфордская тюрьма”. Оно является типичным, причем теперь уже классическим примером имитативного исследования. Эта ролевая игра дала возможность не только зафиксировать изменения в поведении участников, вызванные исполнением определенных социальных ролей (в Стэнфорде — “заключенных” и “надзирателей”), но еще и предоставила обширную информацию о тех психических переживаниях, которые сопутствовали этому процессу.
  Современной разновидностью имитативного исследования, которой сегодня часто пользуются, является компьютерное моделирование. Его преимущество в том, что оно позволяет проверять гипотезы, относительно поведения сотен, а то и тысяч или даже десятков тысяч людей. Правда, компьютерное моделирование больше пригодно для отработки социологических, нежели психологических гипотез.
  Успех имитативного, или игрового, исследования во многом зависит от того, какая степень правдоподобия достигается при создании условий исследования. Если участники искренне, глубоко вживаются в роли и чувствуют, и ведут себя естественно в созданных условиях, значит имитация удалась, и ситуация исследования соответствует условиям реальной жизни. Поскольку участники знают цели исследования, они выступают в нем как соисследователи. С точки зрения этики, это во многих отношениях более приемлемо, чем в типичном эксперименте, где участники исполняют свои роли, не зная о намерениях экспериментаторов.
  Еще одной сильной стороной имитации является то, что исследователь получает возможность изучать такие явления, ситуации и процессы, исследование которых в естественных условиях затруднено. Обществоведам трудно изучать, например, тюремную жизнь или, скажем, следить за переговорами враждующих сторон. С помощью ролевой игры исследователи могут все это сымитировать в лаборатории или в компьютере. Понятно, что имитация так же, как и в чистом эксперименте, дает возможность контролировать переменные и использовать принцип случайности.
  Но несмотря на все свои преимущества имитация является одним из наиболее спорных методов социально-психологического исследования (Кэмпбелл Д., 1980; Hendrick С., 1977).
  Критики этого метода считают, что участники имитации ведут себя так, как им кажется нужным себя вести, а не так, как бы они поступили в реальной жизни. Так, например, одной из самых популярных ролевых игр в американской социальной психологии является имитация судебных совещаний жюри присяжных. В связи с этим можно задаться вопросом: так ли, как в имитации поведут себя люди, если им представится реальная возможность решать участь настоящего подсудимого, живого, а не описываемого человека? Тем более, если встанет вопрос о высшей мере наказания?
  Что же касается компьютерной имитации, то в ней все зависит от тех теоретических положений и принципов, которые заложены в компьютерной программе. И нет никаких гарантий, что они отражают реальную жизнь, а не умозрительные искусственные схемы.
  К этому следует добавить, что когда участники полностью проинформированы о целях исследования, то проблема экспериментальных ожиданий, требуемых характеристик и ожиданий оценки встает здесь во весь рост.
  С другой же стороны, приверженцы ролевой игры утверждают, что все люди, независимо от того, участвуют они или не участвуют в исследовании, так или иначе, вольно или невольно, но всегда играют какие-то социальные роли. Поэтому безразлично, играть ли роль в жизни или играть ее в исследовании.
  Этот спор сторонников и противников имитации трудно разрешим и, вероятно, продолжится и в дальнейшем. Но несмотря на отмеченную противоречивость этого метода, ролевая игра сохраняет свое место в методологическом арсенале социальной психологии.


 
© www.txtb.ru