Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Новая экономическая политика. Образование СССР

  Внешняя политика советского государства в 1920-е годы осуществлялась по двум направлениям: официальному (установление дипломатических, торговых и культурных контактов с другими странами) и неофициальному (поддержка и оказание материальной помощи через структуры Коминтерна международного коммунистического движения).
  Официальное направление. Дипломатические контакты с Советской Россией первыми установили в конце 1920 - начале 1921 гг. Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша. В 1921 г. были нормализованы отношения с южными соседями: Турцией, Ираном, Афганистаном. Большевистское правительство аннулировало все долги этих стран царской России. Иран получил в собственность российские концессии и имущество, а также право иметь флот на Каспийском море. Договор о дружбе был подписан с революционным правительством Монголии.
  Крупные индустриальные державы воздерживались от установления дипломатических отношений с Советской Россией, требуя в соответствии с нормами международного права выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации иностранной собственности. Поскольку страна нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства, большевистское правительство решило признать часть долгов, связав это с требованием возмещения ущерба от интервенции, политического признания Советского государства и предоставления ему кредитов.
  С целью обсуждения этих вопросов в апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовали 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др. (США участвовали в ней в качестве наблюдателя). Со стороны Советской России (делегацию возглавлял Г.В. Чичерин) поступило предложение о всеобщем сокращении вооружений, запрещении наиболее варварских методов ведения войны и обеспечении широкого экономического сотрудничества на основе долгосрочных западных кредитов. Разорвать дипломатическую, экономическую и торговую блокаду страны не удалось, соглашения по спорным вопросам так и не были достигнуты. Однако началось сближение с Германией (еще одной страной, отвергнутой западным сообществом). В предместье Генуи Рапалло был подписан советско-германский договор об отказе от взаимных претензий, предоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле, о возобновлении дипломатических и консульских отношений, о военном сотрудничестве (в советских учебных центрах подготавливались военные кадры для Германии, в СССР производились отдельные виды вооружений, запрещенные Версальским договором). СССР продолжал добиваться дипломатического признания на Гаагской (июль 1922 г.), Московской (декабрь 1922 г.) и Лозаннской (20 ноября 1922 г. - 24 июля 1923 г.) конференциях.
  С 1924 г. начинается период международного признания СССР. В середине 20-х гг. он поддерживал официальные отношения с более чем 20 странами мира, в том числе с Англией, Францией, Италией, Японией, Китаем. Договор с последним сделал возможным совместную эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), а по соглашению с Токио Советскому Союзу передавалась северная часть Сахалина, находившаяся под японской оккупацией еще со времен интервенции. Из ведущих держав только США вплоть до 1933 г. оставались на позициях политического непризнания СССР. С выходом страны из международной изоляции советская дипломатия стремилась приложить все усилия к укреплению международного престижа страны, развитию экономического сотрудничества с капиталистическими государствами, к решению проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией и расширена сфера торгового и кредитного сотрудничества. В 1925 - 1927 г. были подписаны договоры о ненападении и нейтралитете с Турцией, Литвой, Ираном и Афганистаном. В 1928 г. СССР одним из первых присоединился к пакту Бриана-Келлога, содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров, а в 1929 г. договорился с Польшей, Румынией, Эстонией, Латвией, Литвой, Турцией и Ираном досрочно ввести пакт в действие и строго придерживаться его принципов в отношениях между собой.
  Дуализм внешней политики СССР (обеспечение государственных интересов страны с поддержкой мирового революционного движения) определил второе направление - неофициальное. В начале 1920-х гг. через структуры Коминтерна Москва оказывала влияние на местные компартии Германии, Польши и Болгарии, призывая их к организации всеобщих политических стачек с плавным переходом их в вооруженное восстание. Со спадом революционного движения в Европе и приходам к власти сил, призывающих к сдержанным отношениям с большевиками, Советское государство стремилось использовать любой всплеск общественного недовольства в западных странах и материально поддерживало коммунистов и бастующих в других странах. Отрицательно на международных отношениях отразилось утверждение Сталина о том, что «Европа явным образом вступает в полосу нового революционного подъема». На VI конгрессе Коминтерна в 1928 г. социал-демократы Европы объявлялись главными политическими противниками. В связи с этим была взята линия на отказ от сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибочными. Фактически они привели к самоизоляции международного коммунистического движения и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.
  Новая экономическая политика (НЭП). С окончанием гражданской войны страна столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. Уровень производства составлял 14% от довоенного. Из-за отсутствия топлива и сырья стояло большинство заводов и фабрик. Не работали транспорт, почта, связь. Происходило возвращение к первобытным натуральным основам существования. Продразверстка привела к сокращению посевов, крестьянские хозяйства приобретали натуральный потребительский характер. Произошли деформации в социальной структуре и составе населения. Резко снизилось значение городов. Численность рабочих в ведущих индустриальных центрах уменьшилась в 5 - 7 раз. Обнаружились симптомы «аграризации» страны, деклассирования пролетариата и других групп и слоев населения. Все чаще идеи уравниловки и грубого казарменного коммунизма сводились к принципу «грабь награбленное».
  Централизация и бюрократизация привели к кризису и самой основы новой власти - представительной советской системы. Реальная власть переходила к аппаратным структурам.
  Проводящаяся политика встретила растущее сопротивление народа. Крестьянство не хотело увеличивать посевы из-за угрозы безвозмездного изъятия его продукта; никакой «эквивалентный продуктообмен» города и деревни был невозможен по причине полного упадка промышленности. Уже в августе 1920 г. в Тамбовской и Воронежской губерниях разгорелся «кулацкий мятеж», возглавленный А.С. Антоновым. Очаги сопротивления крестьянства покрыли Украину, Среднее Поволжье, Дон, Кубань; крестьянское восстание на несколько недель отрезало от центра Сибирь. Недовольство проводимой социально-экономической политикой отразилось и в стремительном росте в Москве, Петрограде, других крупных городах числа массовых забастовок и демонстраций рабочих, в матросском восстании в Кронштадте, крупнейшей военно-морской базе Балтийского флота в марте 1921 г. (матросы выдвигали угрожающий для РКП(б) лозунг «Советы без коммунистов!»).
  Жизнь заставила большевиков и, прежде всего, Ленина осознать до конца масштаб угрозы политическому режиму и пересмотреть свою политику. В марте 1921 г. на Х съезде партии был взят курс на новую экономическую политику (НЭП). Военно-коммунистические методы хозяйствования были объявлены отжившими, продразверстка заменялась продовольственным налогом, разрешался обмен излишков крестьянского хозяйства на промышленные товары в «пределах местного хозяйственного оборота». В среднем размеры натурального налога оказались на 30 - 50% ниже размеров продразверстки и объявлялись крестьянам заранее. Переход к рыночным отношениям в основном завершился к осени 1921 года, когда руководство РКП(б) осуществило реформы в области государственной промышленности (переход госпредприятий на принципы хозяйственного расчета) и государственных финансов (замена натуральных налогов денежными, формирование бюджета, контроль за денежной эмиссией и т.п.). Встал вопрос о воссоздании государственного капитализма в форме аренды и концессий. В рамках нового экономического курса были разрешены: частная торговля, аренда земли и мелких государственных предприятий, наем рабочей силы и создание совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Устанавливался денежный эквивалент заработной платы в зависимости от количества и качества труда, открывались биржи труда, вводилась оплата услуг. Отменялись карточная система и уравнительное распределение, всеобщая трудовая повинность.
  Вместе с тем, курс на либерализацию экономической политики не предусматривал глубоких преобразований в политической сфере, хотя и была выдвинута идея гражданского мира, разработаны кодекс законов о труде, уголовный кодекс, несколько ограничены полномочия ВЧК (ОГПУ), объявлена амнистия белой эмиграции. В стране утверждается однопартийная диктатура РКП(б), пресекались любые попытки демократизировать общество, расширить гражданские права населения. Уже в 1922 г. прошёл судебный процесс над эсерами, арестовываются и высылаются из страны меньшевики, развертываются гонения на церковь. К середине 20-х гг. остатки многопартийности в СССР были насильственно ликвидированы.
  Таким образом, модель нэповской организации общества, разработанная большевистским руководством, прежде всего, Лениным в начале 1920х гг., состояла из следующих компонентов:
  В политико-идеологической области - жесткий однопартийный режим; в экономике - административно-рыночная система хозяйства, включавшая минимальную связь с мировой экономикой (сведенную к внешней торговле на основе госмонополии), государственная собственность на крупную и значительную часть средней промышленности, торговлю, транспорт; хозяйственный расчет в госпромышленности, действовавший в ограниченном виде не на предприятиях, в цехах, а на уровне находившихся в собственности государства трестов (объединений, предприятий); неэквивалентный обмен с деревней (безвозмездное отчуждение части ее продукции в форме продналога); торможение роста индивидуального крупного сельского хозяйства в деревне.
  Основные противоречия нэпа. В экономике: загрузка производственных мощностей требовала значительных инвестиций для обновления машинного парка и создания новых производств. Речь шла о капиталоемких отраслях тяжелой индустрии с длительным сроком оборота капитала. Однако жесткая политика большевиков в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовала притоку капиталов извне. Перелив же внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост требовал увеличения товарности крестьянского хозяйства (чтобы накормить растущие города, обеспечить сырьем промышленность, форсировать агроэкспорт с целью импорта оборудования), однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств (по сути, возник дисбаланс промышленности и сельского хозяйства).
  В социально-политической сфере: усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом. Хозяйственно возрождающаяся деревня, крепнущий частнопредпринимательский сектор стремились обеспечить политические гарантии своих экономических интересов, что в условиях однопартийной системы создавало почву для усиления фракционной борьбы в ВКП(б).
  Нарастал антагонизм между политикой и экономикой. В городе партию в основном пополняли «рабочие от станка», не питавшие особых симпатий к «нэпманам». В деревне важным источником пополнения рядов партийно-советского аппарата являлись «жертвы рынка» - разорившиеся крестьяне. Да и многие коммунисты не приняли НЭП, считая его капитуляцией, экономическим Брестом. В условиях «военного коммунизма» и распределительной экономики сформировалась новая каста людей, которые в возрождении свободного рынка безошибочно рассмотрели смертельную угрозу своим партийным привилегиям.
  К концу 1920-х гг. вырисовывались два пути дальнейшего общественного развития. Первый был связан с продолжением НЭПа, его трансформацией в рыночную модель экономики (отечественный капитал устремляется в производство предметов потребления, развивается аграрный сектор, внутриторговые операции). Второй - с форсированным строительством «социализма» в городе и деревне (сокращение рыночных начал, жесткий переход к административным методам, закрытие всех каналов переливов капиталов в аграрный сектор, концентрация всех материальных и финансовых ресурсов в тяжелой и оборонной промышленности). В конечном итоге был избран второй путь развития страны.
  Образование СССР. В начале 1918 г. СНК принял Декларацию прав народов России, которая провозгласила «право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств». В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа Советская Россия провозглашалась «Федерацией Советских республик на основе свободного союза свободных наций», но при этом принципы федеративного устройства не были определены.
  Воссоздание единого государства являлось одной из стратегических задач новой власти. Гражданская война и интервенция углубили сепаратистские тенденции на окраинах, некоторые республики оказались под контролем белых армий или оккупационных войск. На части территорий бывшей империи образовались независимые национальные государства (буржуазно-демократические) - Латвия, Эстония, которые приняли свои конституции. Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политическую поддержку западных государств, отошли от союза национальных государств, возникших на территории бывшей Российской империи, и стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от Советской России. Особое место в этом ряду занимала Дальневосточная республика - «буферная» территория между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы, и оккупационными армиями на Дальнем Востоке (японскими, американскими).
  Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национальнотерриториальной федерации как формы государственного устройства. За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей), которые группировались вокруг РСФСР как федеративного центра.
  В начале июня 1919 г. ВЦИК принял декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым капитализмом». По этому декрету создавались единое командование военных формирований республик, Советы народного хозяйства, железнодорожного транспорта, финансов, комиссариаты труда, осуществлявшие единое руководство. Отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды. При этом отсутствовали правовые нормы, регулирующие отношения центральных и местных (республиканских) органов власти. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственной власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении важных хозяйственных вопросов. Основой договорной федерации стал военно-политический (а позже хозяйственно-политический) союз республик.
  С 1920 г. начала развиваться система двусторонних договоров. В ноябре был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. - РСФСР и Армения, а в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия. В 1921 - 1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах стало строиться налоговое законодательство, а бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР при согласии республик действовало и на их территориях.
  Летом 1922 г. процесс объединения вступил в завершающую стадию. Возникавшие в этой сфере проблемы решались на уровне ЦК РКП (б) и учреждаемых им партийных комиссий. Существовало два варианта объединения: вариант Ленина (создание союзного государства на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик. Предусматривалось образование федерации посредством заключения республиками договора, при этом республики сохраняли всю полноту управления внутренними делами) и вариант Сталина («автономиза- ция» республик, понимаемая как их автономия в составе единого пролетарского государства, советизация, диктатура пролетариата, решение национального вопроса в ходе преодоления культурных и экономических различий). Ленин отверг проект Сталина, определяя его как политически ошибочный (его принятие вполне могло обострить отношения Москвы с населением окраинных земель, национальной политической элитой).
  30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Съезд Советов СССР принял решение о разработке общегосударственной конституции, которая была утверждена II съездом Советом СССР в 1924 г. За республиками сохранялось руководство местным хозяйством, просвещением, земледелием, здравоохранением, социальным обеспечением, юстицией. Конституция определяла верховным органом власти нового государства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съездов. В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный исполнительный Комитет Союза, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреждением. Он образовал первое союзное правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК, Совнарком) во главе с В.И. Лениным. Президиум ЦИК провозглашался высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом. При ЦИК создавались Верховный суд СССР и Объединенное государственнополитическое управление (ОГПУ). Данная структура власти противоречила принципу разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), но соответствовала принципам пролетарской диктатуры.
  Органами отраслевого управления в Союзе являлись общесоюзные и объединенные наркоматы. Общесоюзные наркоматы создавались только в Союзе. Объединенные наркоматы имелись в Союзе и в каждой союзной республике. Гарантировалось право союзных республик на постоянство территорий, хотя и допускались территориальные изменения, но только с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза.
  Конституция СССР установила государственный герб, флаг и столицу СССР. Также декларировались свобода выхода из состава СССР, равноправие республик и право вхождения в состав СССР новых государств; закреплялось делегирование центральным органам прав в области управления важнейшими отраслями народного хозяйства и обороны, иностранных дел, внешней торговли.
  В 1925 г. к СССР присоединились Узбекистан и Туркменистан, в 1929г. - Таджикистан, в 1936 г. - Казахстан и Киргизия. В 1936 г. была распущена Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР); Армения, Грузия и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР. Параллельно учреждались и новые автономные образования в самих союзных республиках.


 
© www.txtb.ru