|
§ 4. Первая российская революция 1905 - 1907 гг. Политические партии России.
Опыт российского парламентаризма
В начале века Российская империя представляла собой узел противоречий. Поражение в русско-японской войне (26 января 1904г. - август 1905г.) обнажило ее технико-экономическую отсталость по сравнению с передовыми странами. В условиях растущего противоборства между группировками империалистических государств такое отставание было чревато самыми серьезными последствиями, потерей статуса великой державы и, впоследствии, могло привести к непоправимым катаклизмам внутри страны. Завершение промышленного переворота в России не могло не привести к обострению социально-классовых противоречий, характерных для фабрично-заводской стадии развития. Модернизация страны проходила под жестким контролем деспотического государства в условиях существования тяжелейших форм эксплуатации. Соответствующего механизма разрешения социально-классовых противоречий, т.е. западного типа общественной организации не было. В результате противоречия загонялись внутрь путем репрессий, контроля, подавления личности. В сельском хозяйстве, где было занято 75% населения страны (94 млн. человек), преобладал традиционный уклад. Большие трудности создавала его консервация на основе крестьянских реформ 60-х гг. XIX века. В соответствии с ними община получила определенный земельный фонд, который не подлежал отчуждению и ежегодно делился подушно между членами общины. Рост крестьянских семей приводил к сокращению душевых наделов при неизменности земельного фонда. В начале XX века безземельные крестьяне в общине составляли от 15 до 30% ее состава. Повседневной реальностью были политическое бесправие и жесточайшая эксплуатация пролетариата. В 1897 г. был установлен 11,5-часовой рабочий день, однако 14-часовой рабочий день оставался обычным явлением. Рабочие подвергались административной высылке без суда и следствия за участие в забастовках, а также тюремному заключению сроком от 2 до 8 месяцев. Особой остротой отличалось противоречие между царизмом и народами Российской империи. В зависимости от уровня национального самосознания они выдвигали требования от культурно-национальной автономии до права на самоопределение вплоть до отделения. В политической области налицо было противоречие между властью и формирующимся гражданским обществом. Россия оставалась единственной из главных капиталистических держав, в которой не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правовых (сопоставимых с уровнем развития других государств) свобод граждан. В такой обстановке в Санкт-Петербурге началось мощное рабочее движение. По своему характеру революция 1905 - 1907 гг. была буржуазно-демократической. Её задачи - свержение самодержавия и установление демократической республики, ликвидация сословного строя и помещичьего землевладения, введение демократических свобод (слова, печати, собраний, свободы совести, равенства перед законом), установление 8- часового рабочего дня для лиц наемного труда, снятие национальных ограничений. Главным вопросом революции был аграрно-крестьянский. Развитие революции на первом этапе выражалось главным образом в небывалом росте стачечного движения рабочих с четко выраженным политическим требованием «Долой самодержавие!» В течение первых трех месяцев оно охватило 810 тысяч рабочих. К лету 1905 г. расширилась социальная база революции за счет широких масс крестьянства, армии и флота. В начале года 85 уездов европейской России было охвачено крестьянскими волнениями. Осенью 1905 г. центр революции переместился в Москву. Во Всесоюзной политической стачке (началась в Москве 7 октября) приняли участие свыше 2 млн. человек. Она, а также Московское вооруженное восстание 9 - 19 декабря явились высшим подъемом революции. Общенациональный подъём в годы первой революции в России показал, что, несмотря на специфические требования различных социальных слоёв, российское общество проявило национальную консолидацию, высказало редкое единодушие в вопросе о том, против кого был направлен его протест. Развитие революционных событий и неудачи по внешней политике (поражение в русско-японской войне) заставили самодержавие принимать решения об обновлении монархии. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший: дарование свободы слова, совести, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Думой всех издаваемых законов. В стране возникают и легализуются свыше 100 политических партий. Их можно свести к трем группам: революционно-демократические и не- онароднические; либерально-оппозиционные (в основном, русской и национальной буржуазии, а также либеральной интеллигенции); консервативные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические - черносотенные). Среди партий первой группы ведущую роль играли Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и партия социалистов- революционеров (эсеров). РСДРП организационно оформилась на II съезде (1903 г.), тогда же произошел её раскол на большевиков (лидер В.И. Ленин) и меньшевиков (Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Ф.И. Дан). На съезде была принята единая программа, состоящая из двух частей. Программа-минимум предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции, программа - максимум - социалистического переустройства общества. Большевики обосновывали возможность непосредственного «перерастания буржуазнодемократической революции в социалистическую». Меньшевики доказывали необходимость определенного периода буржуазно-демократического развития страны, прежде чем начать социалистические преобразования (в силу недостаточных экономических и культурных предпосылок для строительства социализма). Партия эсеров организационно оформилась в 1905 г. (лидеры - В.М.Чернов, А.Р. Гоц, Н.Д. Аксентьев и др.). Центральное место в её программе занимал аграрный вопрос. Эсеры выступали не за национализацию земли, а за её социализацию, т.е. передачу земли не государству, а в «общенародное достояние», пользование по «трудовой норме». Либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), оформившаяся в октябре 1905 г. Партия была преимущественно интеллигентской, состояла из представителей либерально-настроенных помещиков и буржуазии, немногих рабочих и крестьян. Лидер - историк П.Н.Милюков. Своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции, а также равенство всех перед законом, отмену сословий, свободу совести, политические свободы, неприкосновенность личности; созыв Учредительного собрания; развитие системы местного самоуправления, сохранение государственного единства; отчуждение части помещичьего землевладения, всего государственного земельного фонда и предоставление его малоземельным и безземельным крестьянам; свободу рабочих союзов, право на стачки, 8-часовой рабочий день. Среди партий правого толка ведущую роль играл «Союз 17 октября» (октябристы). Лидер - А.И. Гучков. Это была партия крупного капитала - верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков- предпринимателей. Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с сохранением за императором титула «самодержавный», при «народном представительстве» - Государственной Думе и Государственном Совете, формируемых на основе цензовых выборов. Главные требования программы - свобода промышленности, защита собственности законом. Октябристы выступали за «единую и неделимую» Россию. В аграрном вопросе - допускали отчуждение части помещичьих земель за вознаграждение ее владельцам за счет казны. Консервативные партии были представлены «Союзом русского народа» (1905 г.) и «Русским народным союзом» имени Михаила Архангела (1907 г.) Численно в «Союзе русского народа» (лидер - В.М. Пуришкевич) преобладали монархически настроенные крестьяне, а также мелкие лавочники, мещане, купцы, помещики, незначительное число интеллигенции. Лозунги партии - «православие, самодержавие, народность», неограниченная власть царя и господствующее положение Русской православной церкви, непризнание прав за другими нациями, неприкрытый антисемитизм. В составе партии были «боевые группы», черносотенцы, методы борьбы которых - избиение демонстрантов, погромы, убийства. Манифест 17 октября 1905 г. положил начало складыванию парламентаризма в России. По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя. Правительство не полагалось только на избирательную систему. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября. Государственный совет стал верхней палатой парламента с правом вето. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Именным указом царь мог распустить Думу и назначить новые выборы. Он имел право принимать решения без ведома Думы. На выборах в первую Государственную думу, которые прошли в марте - апреле 1906 г., победили кадеты (председатель - С.А. Муромцев), которые имели 43% мест. Большинство крестьянских депутатов вошли в группу трудовиков, которая от крестьян получила более 400 наказов к началу заседаний Думы. Ещё до созыва её было принято решение о роспуске думы в случае, если будет поставлен вопрос об отчуждении помещичьей земли. А поскольку этот вопрос стал центральным в работе думцев, 9 июля 1906 г. Государственная дума была разогнана, просуществовав всего 72 дня. В выборах во II Государственную думу в феврале 1907 г. приняли участие основные политические партии. Она оказалась левее первой: из 542 депутатов 222 (43%) принадлежали социал-демократам, эсерам, трудовикам, народным социалистам. Представительство кадетов сократилось до 19%. Конституционные демократы (председатель Думы - Ф.А. Головин) изменили свою тактику и выступали за «мирную парламентскую работу», призывали сохранить Думу, «не давать правительству повода для ее роспуска». Однако по-прежнему остро ставились аграрный вопрос и обсуждение бюджета государства. Не менее остро обсуждались и репрессивные меры правительства, применяемые для подавления революционного движения. Обвинение фракции социал-демократов в подготовке государственного переворота послужило поводом для роспуска Думы 3 июня 1907 г. Этот акт, а также создание нового избирательного законодательства оценивается как конец первой революции в России. В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая «третьеиюньская» политическая система, или «третьеиюньская политическая монархия», которая означала переход к политической реакции, но одновременно проведение таких реформ, которые могли бы предотвратить новые социальные потрясения. III Государственная дума полностью соответствовала государственной политике. По новому закону о выборах, произошло ограничение представительства основной массы населения - рабочих, крестьян, а также жителей национальных окраин. Помещики и буржуазия (менее 1% населения) получили 2/3 мест в Думе. Выборы в IV Государственную думу, проведенные в конце 1912 г., лишь незначительно изменили ее состав. В то же время организационно оформилась новая партия - прогрессистов, которая выступала за конституционно-монархический государственный строй, расширение прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил страны. Председателем Думы стал М.В. Родзянко (октябрист, 1912 - 1917). Начавшаяся в 1914 г. I мировая война временно притупила разгоравшееся оппозиционное движение в России. На совместном заседании Государственной думы и Государственного Совета 26 июля 1914 года было заявлено об отказе от оппозиционной деятельности. Однако военные неудачи, рост стачечного движения и полная неспособность властей обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и консолидацию либеральных сил. Думский период в истории России началаXXв. составил всего 12 лет. Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную Думу, на деле постарался сохранить за собой почти всю полноту власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, обладавшего хотя и небольшими законодательными правами, являлся уже некоторым ограничением всевластия царя. Царизм разгонял неугодные ему Думы, ограничивал избирательные права народа, но вынужден был снова созывать Думу, ибо уничтожить ее было уже невозможно. Страна пробудилась к политической жизни. Дума была ареной активной политической борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Она стала той силой, которая подталкивала самодержавие к самореформированию. Изучение думского периода показывает, что становление парламентаризма в России не могло пойти путем использования образца европейского парламентаризма. Российский либерализм не был столь решительным, как европейский, так как буржуазия России была экономически, а значит и политически зависима от царизма. Неспособность самодержавия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима и гибели старой России.
|
|