Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в.

  XIX век развивается под знаком Великой Французской революции и промышленного переворота, положившим начало становлению индустриального общества и формирования двух его основных классов - буржуазии и пролетариата. Их выход на политическую арену неизбежно повлек кризис прежней феодальной идеологии. На смену ей возникают два идейных течения: либерализм и социализм, выражающие интересы соответственно буржуазии и пролетариата.
  Движение общественной мысли в России XIX в. отличалось своеобразием. Специфика выражалась в том, что в России практически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывалась в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия.
  Взлет общественного движения произошел после победоносной Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813 - 1814 гг. Изгнав французов, русские войска прошли по всей Европе, освобождая захваченные Наполеоном страны. Молодые офицеры имели возможность близко познакомиться с законами и обычаями европейских стран.
  Недовольство политикой правительства среди боевых офицеров войны 1812 года привело к формированию впервые в России достаточно многочисленной политической оппозиции, созданию сети тайных обществ, целью которых было переустройство страны.
  Так складывается удивительный и интересный феномен тогдашней России - движение декабристов. Стремление освободить Отечество от царского деспотизма привело молодых офицеров и чиновников к идее республиканского строя и конституционной монархии.
  История предоставила декабристам, казалось бы, благоприятный случай. Вследствие отречения от престола Константина Павловича, брата императора Александра I, на престол вступил его младший брат император Николай I. 14 декабря они отказались присягать новому царю. Поведение рядовых участников этих событий (около 3 тысяч солдат) диктовалось не только приказами их командиров - членов Северного тайного общества, но и надеждами на отмену крепостного права и сокращение сроков военной службы.
  По делу декабристов было арестовано несколько сот человек. 130 их них приговорены к пожизненной каторге, ссылке в Сибирь, разжалованию в солдаты без права выслуги. Пять человек были повешены (хотя смертная казнь в России была отменена еще в середине XVIII века): П. И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский. Поэт П. А. Вяземский 17 июля 1826 года писал жене: «Для меня Россия теперь опоганена, окровавлена: мне в ней душно, нестерпимо. Я не могу, не хочу жить спокойно на лобном месте, на сцене казни! Сколько жертв и какая железная рука пала на них».
  Усиление реакции в стране не привели к спаду общественного движения. Наметилось более четкое размежевание, а затем и оформление основных идейных направлений: консервативного, либерального и радикальнореволюционного.
  Консервативное течение. Формируется уже в начале XIX века, опирается на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Его теоретик Н.М. Карамзин (1766 - 1826) писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия означала единоличную власть самодержца, что не равнозначно произволу. Монарх обязан был свято соблюдать законы. Разделение общества на сословия понималось Карамзиным как извечное и закономерное явление. Дворянство обязано было «возвышаться» над другими сословиями не только благородством происхождения, но и нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу. Н.М. Карамзин протестовал против заимствований из Европы. В годы правления Николая I консерваторы укрепили свои позиции. Власть стремилась подавлять всякое вольнодумство не только практически, но и идеологически.
  Подлинным столпом новой официальной культурной политики стал министр народного просвещения С. С. Уваров. Краеугольным камнем его доктрины стала мысль о превосходстве России над гибнущим либеральным Западом. Русскими национальными началами Уваров провозгласил православие, самодержавие и народность. В теории официальной народности отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа.
  Новое идейное оружие самодержавию попытался дать в 60-80-е гг. талантливый журналист М. Н. Катков, сторонник установления в стране режима «сильной руки». Он утверждал, что идея представительства лжива по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое относится и к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов и т.д.
  Наиболее сильными были почвеннические настроения с верой в самобытность и исключительность России. Достаточно четко эти взгляды были выражены в 1897 г. представителем правящей бюрократии, в то время государственным секретарем В. К. Плеве. Он заявил: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй» и «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий».
  Либеральное направление. По своему идейно-политическому содержанию либерализм соответствовал буржуазным взглядам, ибо защищал интересы капиталистического развития.
  В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано первое философическое письмо П. Я. Чаадаева. Оно произвело ошеломляющее впечатление, поскольку его автор фактически отрицал культурноисторическое значение России. По мнению Чаадаева, православие, принятое Киевской Русью, оказалось своеобразной ловушкой, поскольку эта тупиковая ветвь христианства отрезала Россию от Западной Европы. Интеллектуальная интеграция Европы обошла Россию стороной так же, как и новейшие экономические, социальные и политические процессы.
  Чаадаевское эссе стимулировало дискуссию, бушевавшую два десятилетия и расколовшую русскую интеллигенцию на два лагеря: славянофильский и западнический. Славянофилов и западников многое разделяло, и прежде всего, взгляд на коренной вопрос об исторической судьбе России. Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин и др.) верили в единство человеческой цивилизации и утверждали, что Западная Европа указывает правильный путь всему человечеству, наиболее полно и успешно осуществляет принципы гуманности и свободы. Они считали, что Россия вступила на путь общечеловеческого культурного развития лишь со времен Петра I. Важнейшей задачей общества и власти западники считали восприятие страной передовых, уже готовых форм общественной и экономической жизни, характерных для стран Западной Европы.
  Славянофилы (А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.), в отличие от западников, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ, или группа близких народов, живет своей самостоятельной, «самобытной» жизнью, в основе которой лежит «народный дух», проникающий во все стороны жизни. В отличие от Запада, Русь жила началами общинности и веры. Православная вера является исконным идейным истоком для России, определившим характер русского народа. Западные народы, по мнению славянофилов, живут в атмосфере индивидуализма, частных интересов, регулируемых «правдой внешней», т.е. возможными нормами писаного права. И в этом их отличие от русского народа, обладающего особой духовностью, живущего, по выражению К.С. Аксакова, «по правде внутренней».
  При всех идейных разногласиях у славянофилов и западников было много общего. Их объединяло критическое отношение к крепостному праву и существующей форме правления. И тех и других волновала судьба России. «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно», - скажет позднее Герцен.
  На рубеже 50-х - 60-х гг. происходит оформление идеологии, программы и тактики либерализма. Обосновалось требование «усовершенствования» государственного строя — введения конституционных начал и демократических свобод, расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств), на созыве общероссийского выборного органа (Земского собора). В экономической области идеологи либерализма были сторонниками свободного предпринимательства, невмешательства государства в хозяйственную деятельность, мирного разрешения социальных конфликтов.
  Характерно, что идеи либерализма отстаивало образованное общество, а не политически инертная буржуазия. В этом причина слабости российского либерализма и одновременно его нравственной направленности.
  В XIX в. либерализм в России не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, научных исследованиях и дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников. В пореформенный период деятельность либералов происходила, главным образом, в рамках возникших земств.
  Радикальное направление. Основная цель революционнодемократического движения - переустройство общества революционным путем. Основной социальной опорой движения стали разночинцы, выходцы из разных слоев общества - студенческая молодежь, частично офицерство и чиновничество, а также учителя и врачи.
  Революционный демократизм как идеология крестьянства, едва зародившись, слился в России с социализмом. Видными представителями русского утопического социализма стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. В их трудах была разработана теория общинного (народного, «крестьянского») социализма. «В избе русского крестьянина мы обрели зародыш экономических и административных установлений на аграрном и инстинктивном коммунизме», - писал А. И. Герцен.
  В середине века в роли наиболее решительных оппонентов режима выступали литераторы и журналисты. Властителем душ демократической молодежи в 40-е гг. был В. Г. Белинский (1811-1848), литературный критик, ратовавший за идеалы гуманизма, социальной справедливости и равенства. В 50-е гг. идейным центром молодых демократических сил становится редакция журнала «Современник», руководящую роль в котором начали играть Н. А. Некрасов (1821-1877), Н. Г. Чернышевский (18281889), Н. А. Добролюбов (1836-1861).
  Революционеры надеялись на всероссийское крестьянское восстание в 1861 и 1863 гг. Однако по мере уменьшения числа массовых выступлений наиболее зоркие из радикалов (Герцен, Чернышевский и их единомышленники) перестали говорить о близкой революции, предсказывая долгий период кропотливой подготовительной работы в народе и обществе.
  В 70-е и 80-е гг. ведущим направлением становится революционное народничество. Его идеология развивалась в тот период, когда капитализм не утвердился в стране, когда в деревне еще не проявился процесс расслоения крестьянства. Идейной основой народнического направления стала теория общинного социализма. Идеализируя общинные порядки, народники полагали, что капитализм не имеет почвы для развития в России, а искусственно насаждается властью сверху. Революционные народники выступали за безвозмездную передачу всей земли крестьянам, мечтали о свободе и равенстве для всего народа.
  В революционном народничестве существовало три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.
  Идеологом бунтарского направления был М. А. Бакунин. Революционер европейского масштаба, он предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Основная задача революционеров, указывал он, - разрушение государства и всякой государственности. Тактика строилась на широком использовании бунтарских методов.
  Пропагандистское направление было связано с именем П. Л. Лаврова. Именно он высказал мысль о «неоплатном долге» перед народом. Лавров разделял веру в социалистическую утопию и ряд других народнических иллюзий (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя). Но вместе с тем критиковал революционный авантюризм, убеждал, что нельзя «торопить» историю. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа.
  Теоретиком заговорщического направления был П. Н. Ткачев. Он так же, как и Лавров не считал крестьянство готовым к революции. Полагая, что самодержавие в России не имеет под собой социальной опоры, «висит в воздухе», его ничего не стоит уничтожить силами одной организации.
  С 1874 года начинается «исход в народ». Студенты и курсистки, переодетые крестьянами или под видом мастеровых, разъехались по деревням, чтобы открыть глаза народу на его бедственное положение. Мужики сначала слушали их с недоумением, а потом стали доносить на них властям, и в конце концов вся рать борцов за народное благо, мальчики и девочки, очутились в полицейских участках и острогах. Главной причиной неудачи была беспочвенность веры народников в исконные «коммунистические инстинкты» крестьянина.
  Как определил Г. П. Федотов, это бесспорно был «подвиг отречения от всех земных радостей, терпения бесконечного, любви всепрощающей - к народу, предающему их, - нельзя не воскликнуть: да, святые, только безумец может отрицать это. Никто из врагов не мог найти ни пятнышка на их мученических ризах».
  Впоследствии народники попытались объединить усилия сторонников различных направлений. В 1876 г. возникает централизованная конспиративная организация «Земля и воля». Программа «Земли и воли» предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам с правом общинного использования, введения мирского самоуправления, свободу слова, собраний, вероисповедания, создания производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда.
  В 1879 г. в результате внутренних разногласий по программным и тактическим вопросам организация распалась на сторонников пропаганды («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г. Плехановым в группу «Черный передел», и сторонников политической борьбы («политиков»), образовавших «Народную волю», активными членами которой были А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Т. Перовская. Ближайшими целями организации являлись: революционный захват власти, а в перспективе - построение общинного социализма. Главным средством борьбы с властью стал индивидуальный террор.
  Рабочее движение и распространение марксизма в России. Начало формирования политических партий.
  В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксистская организация была создана в 1883 г. в Женеве во главе с Г. В. Плехановым. Плеханов обосновал вывод о том, что Россия не может прийти к социализму, минуя капитализм. Главной революционной силой, по его мнению, являлся пролетариат, а не крестьянство. Все усилия революционеров, полагал он, должны быть направлены на политическое воспитание рабочего класса и создание политической партии, призванной стать во главе массового пролетарского движения. Социалистической революции в России должна предшествовать буржуазно-демократическая.
  Российские марксисты лишь на первый взгляд являлись верными последователями западного радикального учения, сложившегося в условиях тогдашнего раннеиндустриального общества, где еще господствовало острое социальное неравенство. Но европейский марксизм в конце ХК в. уже утрачивает свой разрушительный антигосударственный настрой. Европейские марксисты все более возлагают надежды на то, что с помощью демократических конституций, которые были приняты в их странах, они смогут добиться социальной справедливости в обществе. Так они постепенно становились частью политической системы.
  Таким образом, консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералы оказали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, а революционеры старались добиться глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.
  Каковы же причины того обстоятельства, что в России возобладали революционные, радикальные тенденции общественного развития?
  Выделим некоторые из них.
  Одна из существенных особенностей исторического развития России состояла в том, что в XIX в. национальная буржуазия не смогла стать ведущей силой освободительного движения. В отличие от Запада, где либерализм стал выражением интересов буржуазных слоев, российской буржуазии принципиально была чужда либеральная идеология. Ее принципы не обеспечили бы ей тех сверхприбылей, которые она имела от союза с самодержавием. Этим во многом определялись охранительные взгляды российской буржуазии и ее аполитичность.
  Для либерального курса необходима была опора в обществе - среднем сословии, которого в России не было или почти не было.
  Эпоху Александра II принято считать временем если не рождения, то быстрого формирования «интеллигенции». Романтиков и идеалистов сороковых годов быстро вытеснили «реалисты» и «нигилисты», совершенно не похожие на своих мечтательных предшественников. Разрыв между меро- воззрением двух поколений интеллигенции большинство историков пытается объяснить сословными или психологическими причинами. Отцы леворадикальных интеллигентов по большей части происходили из помещичьих семей. Их социальное положение было настолько стабильным, что им крайне редко приходилось терпеть нужду. Отсюда делается вывод, что уже в силу своего происхождения отцы не могли быть социально беспочвенными и идеологически непримиримыми, какими стали последующие поколения русской интеллигенции. Появление радикальных революционеров, ожесточение политического мышления историки объясняют тем, что в субкультуру интеллигентов стали рекрутироваться выходцы из нижних слоев.
  Длительность и глубина развития буржуазных отношений в Западной Европе способствовали тому, что там интеллигенция имела гораздо более высокий социальный статус и материальное благополучие, чем люди умственного труда в России. Отсутствие у российских интеллигентов возможности участвовать в политической и социальной жизни, нетерпимость властей к свободной мысли, равнодушие правительства к темноте и невежеству социальных низов приводили к тому, что для демократически настроенной части интеллигенции характерным становилось социальное и политическое отчуждение от государства, презрение к власть придержа- щим, царствующей династии.
  Основными субъектами политического процесса "снизу" выступила интеллигенция. Поскольку этот буржуазный по своей сути слой появился в феодально-крепостнической стране, аналогов ему мировая история не знала. Социальные и политические мотивы во взглядах русской интеллигенции, в том числе и революционной, настолько переплетались с нравственными, что образовывали новое, весьма непростое единство, отложившее свой отпечаток на всю отечественную историю.


 
© www.txtb.ru