|
1.2.3. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики
Структура группы является одним из наиболее важных элементов групповой динамике. Остановимся на анализе этого элемента более подробно. Формирование групповой структуры связано с возникновением различных групповых ролей участников группы. Роли возникают, как правило, на ранних стадиях развития группы. Роль — это совокупность функций и видов поведения, которые участник считает подходящим для себя в определенном социальном контексте, и принимает за основную модель поведения в данной определенной группе. Набор ролей в целом всегда один и тот же, формируется на ранних этапах развития группы. Существуют различные классификации групповых ролей. Р. Шиндлер в 1957 году описал 5 групповых ролей: • Альфа — лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но не всегда, говорит больше и чаще других. Лидер в реальной тренинговой группе может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы. • В процессе развития группы появляется один или несколько лидеров. Кто именно возьмет на себя эту роль. Зависит от имеющейся в группе потребности в ней, индивидуальных качеств потенциального лидера и восприятие группой степени его соответствия этой роли. Лидерами обычно становятся наиболее активные участники занятий группы. Важными детерменантами способности члена группы оказаться у власти являются производимое им первое впечатление и его умение и готовность вносить в развитие группы свой вклад. • Бета — эксперт, который обладает знаниями и опытом, важными для группы. Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон. Его поведение самокритично и рационально. Он не пытается прямо влиять на группу — только через информацию. • Гамма — участник, поддерживающий лидера. Это рядовые члены группы, основная часть её, так называемые «массы». Большинство таких членов отождествляет себя с лидером. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут проявлять такую активность, что неопытному ведущему может показаться, что именно они и есть лидеры. • Омега — выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание другие члены группы. Крайний вариант пренебрегаемый или отвергаемый член группы. Причиной его выпадения может быть какое-то отличие от других членов группы: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы. • Р — Противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он может бороться против лидера потому, что считает его несправедливым, не согласен с ним. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух противоречия, переполняющий его, недоверие к любым авторитарным фигурам. Он может также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль. В чистом виде, как и всё в психологии, эти роли встречаются довольно редко. Почти всегда картина намного сложнее. Следующая классификация групповых ролей, связана с анализом процесса взаимодействия в тренинговых группах и предложена Р. Бэйлзом. На основе данного анализа были выявлены два типа функций поведения, необходимых для успешного существования группы: • функции решения задач; • функции оказания поддержки. В ходе групповой работы эти функции постоянно взаимодействуют. Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед группой задач. Для выполнения той или иной функции поведения в тренинговой группе, участники принимают на себя определенные роли. Одни участники берут на себя выполнение одной из ролей, важных для решения задач, а другие берут на себя роли, направленные на поддержание гармоничных отношений. Роли, связанные с решением задач. 1. Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. 2. Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые членами группы. 3. Координатор — объединяет идеи, пытается координировать действия. 4. Контролер — направляет группу к целям, выявляет отклонения. 5. Оценщик — критически оценивает идеи. 6. Погонщик — подталкивает к принятию решений. Роли, связанные с оказанием поддержки. 1. Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений. 2. Гармонизатор. Служит посредников в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия. 3. Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других. 4. Диспетчер. Побуждает к общению членов группы, помогает им, и регулирует процессы общения. 5. Нормировщик. Формулирует или примеряет стандарты для оценки происходящих в группе событий. 6. Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя или при принятии решений. Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие групповой структуры неразрывно связано с распределением групповых ролей среди участников группы. Формирование структуры группы ведет к образованию её различных типов. Так, В. Большаков выделяет следующие типы групповой структуры: 1. Иерархический — подразумевает наличие социального рейтинга у каждого члена группы (возникшего в данной группе), который определяет его значимость и авторитетность в группе. 2. Демократический — подразумевает равенство рейтингов всех членов группы. Проявляется: • большая гибкость в поведении лидеров, • меньшая жесткость и непроходимость ранговых перегородок, • меньшая социальная дистанция между лидером и отверженным, • особые правила отношений между лидером и оппозицией. В тренинговой группе оба типа структуры могут существовать во взаимопроникающей форме. Может быть, выделение подгрупп со своими правилами игры, роли могут меняться в течение тренинга. Формирование групповой структуры — это динамический процесс, он проходит определенные этапы развития. Основные этапы развития групповой структуры. I этап — эмоциональный или социометрический. 1-й день тренинга. На данном этапе отношения регулируются сугубо эмоциональными и субъективными впечатлениями друг о друге. Каждый на первый момент видит в другом более успешного партнера, чем он сам. Складывается первое эмоциональное впечатление друг о друге. Группа поляризуется на социометрических богатых и социометрических бедных. Социометрически богатые — те участнике, которые при проведении социометрии получают больше голосов (+) при ответе на вопросы: «Кто способствовал работе группы?», «Кто способствовал созданию позитивной атмосферы в группе?». Социометрические бедные — те участники, которые получают меньшее количество голосов при ответе на подобные вопросы. Характерно, что на данном этапе развития групповой структуры звездами могут стать случайные люди. II этап — осознание своего положения в группе. 1-й, 2-й день тренинга. На этом этапе происходит дифференциация групповой структуры, каждый член группы начинает уточнять своё первое впечатление о других, начинает видеть в себе определенные черты поведения. В группе происходят следующие процессы: 1. идет процесс разделения позиций под влиянием групповых норм; 2. намечается тенденция уравнивания отношений; 3. группа начинает жить как целостная микросистема, каждый участник вносит вклад в решение общих задач; 4. происходит настройка кооперативных связей в зависимости от величины индивидуального вклада; 5. нет резкой поляризации, исчезают звезды и аутсайдеры. Если остаются изолированные, то это говорит об индивидуальных особенностях данных участников, а не об отсутствии развития группы. Тренеру нужно повышать их престиж (в СПТ поведения) подбором упражнений, разговором в перерыве. Важно, чтобы к концу второго дня изолированных не было. III этап — этап дифференциации и возникновения новой иерархии. 2-3-ий день тренинга. В группе появляются другие социометрические звезды (лидеры). Здесь новая поляризация строиться на основе успешности в решении задач. Преобладает деловой подход, количество предпочтений определяется величиной индивидуального вклада участника в ходе тренинга. На данном этапе более успешных участников больше, чем менее успешных. Групповая структура приобретает характер деловой иерархии, эмоциональные отношения уже опосредованные деловыми отношениями. IV этап — этап равномерного распределения социометрических выборок. Формирование групповой структуры закончено. Группа функционирует с учетом, определившихся ролей участников. Наибольшее предпочтение получают те участники, которых планирует ведущий. Группа максимально работает на выполнение, поставленных целей и задач. Выделяют следующие признаки развития групповой структуры : 1. сложилась устойчивая групповая атмосфера поведения; 2. появились определенные стандарты поведения участников группы.
|
|