Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.2.2. Характеристика основных элементов групповой динамики

  В понятие групповой динамики входит 5 основных элементов:
  1. Цели группы.
  2. Нормы группы.
  3. Сплоченность группы.
  4. Структура группы и проблема лидерства.
  5. Фазы или стадии развития группы.
  Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования.
  Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее.
  Цели группы.
  Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности.
  Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием.
  Цели различных групп можно проиллюстрировать следующими примерами. Роджерианские группы — принятие себя реальным, осознание своих чувств и самораскрытие
  СПТ поведения — овладеть эффективными моделями поведения.
  Группы трансактного анализа — анализ отдельных Эго-состояний личности (взрослый, родитель, дитя) и анализ их проявлений во взаимодействиях с другими людьми, осознание жизненных сценариев, быть «о’кей».
  Группы психосинтеза — осознания многообразия элементов психической жизни индивида, отказ идентифицироваться лишь с некоторыми элементами, синтез на более высоком уровне.
  Телесно-ориентированный тренинг — снятие мышечных и, как следствие, психологических зажимов.
  Тренинг умений — овладение определенными навыками.
  Шейн и Бейнис (1965) выделяют следующие цели лабораторного тренинга: Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне.
  1. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (размер группы, членство).
  2. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими.
  3. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.
  В заключение отметим, что цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
  • развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
  Нормы группы.
  Нормы группы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренингевой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал.
  Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:
  1. нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы;
  2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы.
  Так, в каждой группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В большинстве психокоррекционных групп устанавливаются нормы психотерапевтического общения, которые включают высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызывать неудобство у тех, кто только- только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным.
  С общими нормами группы или принципами групповой работы участников знакомит её ведущий в начале работы группы.
  Основные нормы групповой работы.
  1. Искренность в общении.
  2. В группе не стоит лицемерить и лгать.
  3. Активность каждого участника в ходе групповой работы.
  4. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
  5. Конфиденциальность.
  6. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
  7. Право каждого участника группы сказать «стоп» — прекратить обсуждение его проблемы.
  8. Каждый участник говорит от себя, от своего имени.
  9. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
  10. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты».
  11. В разговоре, говоря о присутствующих, избегать 3-го лица.
  Сплоченность группы.
  Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики, разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу. Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
  Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Год-фруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
  1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
  3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
  5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
  6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
  7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком- то отношении;
  8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то.
  В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей.
  Социально-психологические характеристики сплоченных групп:
  1. Участники группы больше общаются друг с другом.
  2. Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга.
  3. Участники реже покидают группу.
  4. В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят.
  5. Выше самооценка участников группы.
  Результаты работы с группами в лабораторных условиях свидетельствуют о том, что создающие сплоченность механизмы действуют как «адаптивная спираль». Придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую популярность, что способствует повышению их самооценки. Члены сплоченной группы побуждаются к применению навыков общения, которые в дальнейшем могут пригодиться в межличностных отношениях, как в группе, так и вне группы. Вынужденно придерживаясь норм, находясь под влиянием других членов группы, они слушают более внимательно, выражают себя более открыто, исследуют себя более глубоко и продолжают вести себя в том же духе, получая подкрепление в виде проявлений приязни со стороны значимых для них партнеров. Большая сплоченность допускает более откровенное выражение враждебности и конфликтов. Когда члены группы чувствуют привязанность друг к другу, они с большей готовностью выдерживают создаваемый отрицательными эмоциями дискомфорт и прорабатывают свои конфликты до исхода, имеющего более высокую терапевтическую ценность. Чем привлекательней для участников опыт пребывания в группе, тем регулярней они будут посещать занятия и тем выше вероятность, что они останутся в группе и получат пользу от пребывания в ней. Поскольку наиболее характерной чертой групповой работы является присутствие и влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и сплоченности членов группы.
  Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить :
  1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
  2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
  3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
  4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
  Стадии развития группы.
  Следующим элементом групповой динамики являются стадии развития тренинговой группы.
  Основные стадии развития группы (по Большакову) :
  1. Знакомство участников друг с другом и тренером.
  2. Стадия агрессии (фрустрационная — больше подходит по смыслу).
  3. Стадия устойчивой работоспособности.
  4. Стадия распада группы.
  Первая и вторая стадии — подготовительные, третья стадия — главная.
  Не обязательно, что будет точно выполнена последовательность и интервалы, но группа согласно социально- психологическим механизмам пройдет эти все стадии.
  Стадия знакомства:
  Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе. Характеристики:
  • участники предстают друг перед другом не раскрытыми;
  • проявляются те особенности индивида, которые являются следствиями его предыдущего социального опыта;
  • участников объединяет общие цель и задачи.
  Стадия фрустрационная:
  Характеристики стадии:
  • происходит формирование структуры группы — каждому участнику группы присваивается своя роль;
  • создаются правила деятельности;
  • группа готовится к решению своих задач.
  Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль. Чаще это заявление на лидера (громкий голос, размашистые жесты, подчеркивание своего опыта в решении задач). Все члены группы проявляют себя каким- либо образом. Таким образом, каждый член группы делает заявку на определенную роль. Может быть, два или три лидера, несколько экспертов и т.д. Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии, но лучше фрустрационная. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника. Группа формирует свою структуру, идет распределение ролей: лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.
  Стадия устойчивой работоспособности.
  Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли. Группа вступает в стадию устойчивой работоспособности.
  Стадия распада группы.
  Логическое завершение тренинга. Но иногда стадия распада может быть преждевременной, что обусловлено следующими причинами:
  1. Решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу.
  2. Уверенность большего числа участников группы, что больше занятия ничего не дадут.
  3. Физический уход из группы лидеров.
  4. Конфликт тренера с группой перешедший в деструктивную фазу.
  Ухтомский выделяет следующие стадии развития группы.
  I стадия — номинальной организации.
  Группа представляет собой некий конгломерат, объединяет участников только общая цель, есть высокая мотивация к работе в группе. Мотивом работы в группе является её полезность для каждого участника, и это является главным для данной стадии двигателем группы. На этой стадии важно создать и развить условия для достижения общих целей.
  II стадия — дифференциация структуры и установление контактов.
  На этой стадии начинается непосредственно содержательная работа в группе. При этом каждый член группы может увидеть как положительные, так и отрицательные черты других. А так же возможна демонстрация своих отрицательных сторон, что приводим к собственной уязвимости. Данные процессы ведут к дифференциации ролей в группе. Появляются говорливые и молчаливые, инициативные и пассивные, открытые и замкнутые, проявляются статусные различия. То есть, идет формирование групповой структуры. Складывается определенная иерархия. Появление иерархических отношений указывают на то, что структура группы сложилась. Это скелет группового организма, а мускулы — это те личные влияния участников, которые они осуществляют друг на друга. Важно, чтобы иерархия не застывала, была гибкой. Если иерархия законсервируется, то эффект тренинга будет минимальный. Сделать гибкой иерархию очень трудно, некоторые участники будут стремиться к постоянному доминированию, подчинению себе всей группы. Тренеру нужно быть чутким, чтобы управлять процессами лидерства с первых занятий.
  III стадия — стадия высшей сплоченности.
  На данной стадии группа наиболее работоспособна, идет основная, содержательная работа в тренинге, сочетается в отношениях между участниками теплота и оценочная способность, доверительность и внутренняя требовательность друг к другу.
  С. Кратохвил выделяет три фазы развития группы.
  1 фаза — фаза ориентации и зависимости
  Участники ориентируются в ситуации, сильная зависимость от ведущего группы.
  2 фаза — фаза конфликтов и протеста.
  Появляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции — тревога, напряженность, враждебность. Встречается открытая конфронтация с ведущим группы, иногда объект агрессии один из участников группы.
  3 фаза — фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности.
  Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы».
  Появляется искренность в выражении чувств, группа способна обеспечить развитие личности.


 
© www.txtb.ru