Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2.1. Требования к личности и подготовка ведущего тренинговой группы

  Существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, но все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего.
  В тренинговых группах предполагается, что квалификация, подготовка и опыт руководителя намного выше, чем у остальных членов группы. Влияние ведущего в группе огромно. То, насколько крепко он держит бразды правления в своих руках, сильно варьируется от группы к группе, но редко бывает, чтобы руководитель отпустил их совсем. Стремясь добиться максимальной личной ответственности и автономии членов группы, ведущий группы как единственный профессионал среди них в то же время обязан гарантировать благополучие каждого. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя сводится к взаимодействию с членами группы.
  Считается, что именно личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Вместе с тем, ни одна из характеристик личности не гарантирует способности стать хорошим руководителем, хотя часто в этой связи упоминаются такие качества, как энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, развитый интеллект. Слэвсон перечисляет следующие свойства личности руководителя: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила эго, отсутствие склонности к тревоге, восприимчивость, развитая интуиция, способность к эмпатии, развитое воображение, отсутствие склонности к рефлексии, стремление помогать другим и устойчивость по отношению к состояниям фрустрации и неопределенности. Безусловно необходимым для руководителя является осознание того, в каких ситуациях проявляется его собственная конфликтность, а также понимание им своих потребностей, мотивов и ценностных установок. Часто упоминаются и такие качества, которые в роджеровских терминах именуются искренностью, эмпатией и душевным теплом. Хэйр предлагает считать, что руководители обладают таким же набором качеств, что и другие члены группы, но у них сильнее выражены те качества, которые принято считать положительными.
  Обозначим некоторые требования к личности ведущего.
  1. Быть порядочным человеком.
  2. Уметь в короткое время понять человека.
  3. Обладать подвижными мыслительными процессами
  4. (средняя подвижность — минимальная).
  5. Руководствоваться здравым смыслом и жизненным опытом.
  6. Демонстрировать корректность поведения.
  7. Аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания.
  8. Уметь проявлять терпение — умение выжидать пока «созреет» группа в целом лил какой-либо участник; даже на открыто заданный кем-либо из участников группы вопрос лучше отвечать не сразу, а когда время для этого будет наиболее подходящее.
  9. Уметь проявлять уверенность в себе независимо от своих чувств.
  10. Уметь понимать в ходе группового процесса, что дать в процессе общения каждому.
  11. Хорошая профессиональная подготовка.
  Подготовка ведущего представляет собой последовательное прохождение определенных этапов. По мере прохождения этих этапов он приобретает опыт и знания, необходимые ведущему тренинговой группы.
  Стадии подготовки ведущего тренинговой группы.
  1. Приобретение теоретических знаний по основам групповой психологической работы.
  2. Получение реального опыта участника группы.
  3. Практика наблюдателя (супервизора).
  4. Практика ассистента квалифицированного ведущего
  5. Практика самостоятельного проведения групповой работы.


 
© www.txtb.ru