|
2.1.3. Психогимнастика как метод групповой психологической работы
Психогимнастика — это методический прием, который используется в ходе всего тренинга и помогает в решении следующих задач: • достижение эффективности тренинга, • выполнения поставленных перед тренингом целей. Психогимнастика — это широкий круг разнообразных упражнений: письменных и устных, вербальных невербальных, рисуночных, танцевальных и т.д. В работе группы присутствуют два плана: содержательный и личностный. Эмоциональный план — это групповая атмосфера на фоне, которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого отдельного участника группы. Содержательный план тренинга соответствует основной, содержательной цели тренинга. Он зависит от того, что является объектом воздействия в группе: установки, умения, когнитивные структуры. Соответственно выделяют два типа психогимнастических упражнений: 1. Упражнения, направленные на изменение состояния группы как целого или состояния каждого участника в отдельности, 2. Упражнения, направленные на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. К упражнениям, направленным на эмоциональную атмосферу в тренинге относятся упражнения на создание: • работоспособности группы в начале тренинга; • работоспособности группы в начале дня; • на поддержание и восстановление работоспособности; • на снятие тревожности. Примеры упражнений содержательного плана: • на установление контакта, восприятия и понимание эмоционального состояния другого; • на отработку навыков приема и передачи информации; • на отработку навыков слушания; • на формирование обратной личностной связи. Для планирования и проведения упражнений надо учитывать следующие моменты: 1. правильный выбор упражнения; 2. инструктирование перед его выполнением; 3. остановка и обсуждение упражнения. Выбор упражнения. Ориентируемся на следующие аспекты: 1. Что должно произойти в результате упражнения: • изменение состояния группы как целого; • изменение состояния каждого участника в отдельности; • получить материал для продвижения вперед в содержательном плане; • отработать одну из задач содержательного плана тренинга. 2. На каком этапе находится группа — чем она свободнее, чем непринужденнее чувствуют себя участники, тем раскованнее могут быть упражнения. 3. Состав группы: социально-демографические данные (пол, возраст), физические данные. 4. Время дня: в начале целесообразны упражнения на отключение от забот, проблем, не относящихся к группе, включить в ситуацию «здесь и теперь»; во второй половине — упражнения на снятие усталости, эмоциональное напряжение. Инструкция — четкая, ясная лаконичная, должна содержать достаточную и необходимую информацию, не следует перегружать деталями, уточнениями, можно продемонстрировать. Приступать к упражнению после того, как все поняли и знают, что надо делать. Остановка и обсуждение упражнения. Остановка упражнения может быть разными способами: 1. тренер заранее оговаривает условия окончания; 2. заранее оговаривает время; 3. само упражнение подразумевает конец. Обсуждение упражнения: 1. Чем в большей степени упражнение ориентированно на получение содержательной информации, тем больше времени стоит его обсуждать. 2. Если упражнение на изменение состояния группы или отдельных участников, обсуждение может быть кратким: «Как вы себя чувствуете, как настроение?».
|
|