|
2.2.1. Антропологические концепции и идеи в современной социологии
Проблемы природы человека, сущности человеческого бытия в более конкретном плане (анализ поведения, структуры сознания и социального действия, эмоционального и рационального в общении, межличностных отношениях индивидов и т.д.) активно исследуются в современной социологии, в частности, в таких направлениях и концепциях как эмпирическая социология, символический интеракционизм, феноменологическая социология, теории социального действия, социального обмена и т. п. Так, в теории социального действия классика социологии ХХв. М.Вебера последнее определяется как рационально осмысленное действие индивидов, направленное не столько на «вещные» объекты, сколько на других людей, от которых ожидается определенная реакция. М.Вебер выделяет в поведении людей 4 типа действий: 1) целерациональное, т.е. действие индивида с полным осознанием своих целей, средств их достижения, его результатов, ожиданием определенных ответных действий других людей; 2) ценностно - рациональное действие - действие, основанное на убеждении в безусловную ценность процесса самого действия, реализующего какие - либо ценности (например, отправление религиозного ритуала имеет для верующего само по себе самодостаточную ценность, независимо от результатов совершения данных действий); 3) традиционное действие - т.е. совершаемое по привычке и во многом автоматически (привычное поведение в быту, на работе и т.п); 4) аффективное действие - поступки людей, совершаемые в состоянии аффекта и характеризующиеся бессознательным или малосознаваемым отношением к объектам. Из данных типов действий только первый и второй могут быть названы, с позиций М.Вебера, социальными. Веберовская концепция социального действия получила признание в социологии ХХ века и была позднее развита в трудах ряда крупных социологов. Так, в теории социального действия Т.Парсонса (структурно - функциональная школа) в структуре социального действия выделяются следующие элементы: 1) действующее лицо, индивид, совершающий действия и тем самым выполняющий определенную социальную роль в данной социальной системе; 2) цель, которую ставит перед собой индивид и ради достижения которой совершается действие; 3) ситуация — условия, в которых происходит действие; 4) нормативно - ценностная ориентация индивида, т.е. выбор индивидом вариантов поведения на основе определенных социальных норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе совершения действия (цель и нормативно - ценностная ориентация образуют мотивацию социального действия); 5) реакция другого (других), на которую ориентируется действующий индивид: ожидание им того, что другие будут вести себя по отношению к нему также, как это принято в данной социальной группе. В теории символического интерракционизма (У.Томас, Дж. Мид) подчеркивается необходимость исследования установок и ценностей, из которых исходят индивиды, совершая действия. Особое внимание придается «определению ситуации» (У.Томас), т.е. рассмотрению, обдумыванию индивидом на основе прошлого опыта, которое предваряет всякую деятельность и лежит в ее основе. Каждая ситуация, в которой оказывается взрослый индивид представляет из себя систему факторов, диктующих поведение в соответствии с прежними ситуациями, пережитыми в прошлом опыте индивида. В силу различий в прежних переживаниях опыта у разных индивидов, различий в их установках и значениях ценностей, каждый из людей по существу сам конструирует ситуацию своего поведения, которую он считает реальной и ведет, действует в соответствии со своим восприятием, переживанием, пониманием ее. Смысл данной идеи У.Томас выразил в афоризме (что было названо Р.Мертоном «теоремой Томаса»): «Если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям». Идеи конструирования социальной реальности и многообразия миров опыта получили развитие в феноменологической социологии (А.Шутц). Как подчеркивает в своей книге с красноречивым названием последователи А.Шутца, П.Бергер и Т.Лукман «Социальное конструирование реальности» (1966), мир, в котором живут индивиды и который воспринимают как изначально и объективно данное, активно (хотя и неосознанно для них самих) конструируется самими людьми в ходе их социальной деятельности. Среди разнообразия человеческих миров опыта, важнейший критерий которых - психологическая убежденность индивидов в их реальном существовании (мир научной теории, мир фантазии, мир душевно больного, мир религиозной веры и т.д.), основным фундаментальным является мир повседневной реальности, первичный по отношению ко всем другим мирам. Таким образом, отмеченные выше философские и социологические концепции содержат целый ряд идей и положений о природе человека, его поведении и деятельности, психике и сознании, которые необходимо учитывать в социально - психологической работе с различными группами населения.
|
|