|
2.1. Пространство социальной работы
В процессе социальной деятельности движение человеческого бытия может приобретать относительно статичные формы в виде координации людей и их действий. Устойчивые совокупности социальных связей, направленные на организацию взаимодействий людей в целях удовлетворения их потребностей, описывают с помощью понятия «социальное пространство». В социальном пространстве реализуется социальная жизнь, оно характеризуется временной компонентой бытия, целостностью, социальным напряжением, тем или иным уровнем социального обустройства и т.д. Сегментом социального пространства выступает пространство социальной работы, где проходят процессы социализации и ресоциализации индивидов, оказания социальной помощи и поддержки, обеспечиваются условия достойного существования человека, в том числе путем его собственной преобразовательной деятельности. Задание Дайте определение социализации, основываясь на знаниях, полученных в процессе изучения курсов психологии и социологии, а также пользуясь словарем основных терминов в конце учебного пособия. Пространство социальной работы можно определить как подвижное поле взаимодействий человека и внешней по отношению к нему среды, которая представляет собой совокупность физических и социальных факторов оптимизации жизнедеятельности личности. Пространство социальной работы, прежде всего, охватывает социальную сферу, которая в широком смысле слова описывается как область проявления социального начала через взаимодействие индивидов и общностей, а также через функционирование социальных институтов. В современном постиндустриальном обществе социальная сфера становится важнейшей сферой общественной жизни. Понятие социальной сферы конкретизирует понятие социальной жизни - она является динамическим аспектом социальной сферы и указывает на возможные направления ее развития. Само общество может быть рассмотрено как социальная жизнь, динамический процесс, претерпевающий периоды усложнения и упрощения, перехода одних форм жизнедеятельности в другие. Содержание социальной сферы составляют два основных компонента - это социальные отношения и социальная деятельность. Следовательно, социальная сфера может быть представлена как область проявления социальных отношений различного качества, а социальная деятельность выступает как основа самоорганизации этой сферы. Структура социальной сферы включает в себя все составляющие, которые служат ее воспроизводству, функционированию и развитию:
-субъекты социальной сферы - индивиды, общности и само общество как социальный организм;
-подсистемы социальной сферы - сферы образования, семьи, труда, быта, социальная инфраструктура и пр.;
-социальные институты и организации, осуществляющие управление социальной сферой;
-социальные связи и отношения между субъектами, подсистемами и институтами;
-потребности, ценности и нормы, лежащие в основе этих отношений; процессы в социальной сфере.
Центральным элементом в структуре социальной сферы исследователи считают потребности индивида и группы, так как степень удовлетворения потребностей людей во благах, необходимых для их активной жизнедеятельности, указывает на реальный уровень развития социальной сферы в целом (48. С.92). Задание Вернитесь к разделу 1.3. и определите, как сферный подход к объектам социальной работы связан с понятием подсистем социальной сферы. В узком смысле слова социальная сфера - особая область взаимодействий людей, где осуществляется их воспроизводство и жизнеобеспечение, и удовлетворяются потребности. Именно в этом ракурсе социальная сфера, очерченная в конкретных пространственно-временных координатах, выступает сферой социальной работы. Как область социального действия она ограничена рамками социальной политики конкретного государства и развивается по мере расширения и усложнения его взаимосвязей. Функционирование сферы социальной работы осуществляется через деятельность конкретных учреждений социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура - это устойчивая совокупность отраслей и видов деятельности, создающих условия для удовлетворения потребностей человека. Учреждения и предприятия социальной инфраструктуры (медицинские, образовательные, бытовые, досуговые и др.) обеспечивают взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов в целях рациональной организации жизнедеятельности людей (48. С.94). Оптимальные процессы в развитии социальной сферы связаны с активностью ее институтов и организаций, направленной на социальную защиту интересов каждого человека и на обеспечение доступности для членов данного общества его основных ресурсов. Главной функцией социальной сферы при этом выступает воспроизводство и всестороннее жизнеобеспечение личности и социальной группы. Социальное воспроизводство при этом понимают как целенаправленную социальную деятельность по обеспечению благоприятных условий существования и развития социальной сферы. Другие функции социальной сферы позволяют реализовать ее главную функцию. Они служат:
- социальной интеграции, т.е. консолидации социальных отношений между индивидами и общностями в целях удовлетворения их потребностей;
- социальной адаптации, т.е. развитию у людей социальных качеств, повышающих эффективность их деятельности в социуме;
- социальной защите и самозащите, или обеспечению прав людей и социальных гарантий приемлемого для них существования.
Кроме того, выделяют социопродуктивную функцию социальной сферы, указывающую на необходимость достижения такой степени удовлетворения потребностей людей, которая явится достаточной для их нормальной жизнедеятельности;
- социодинамическую функцию, связанную с обеспечением активного, созидательного характера социальной практики;
- социокультурную функцию, обусловливающую накопление социального опыта и преемственности в воспроизводстве общественной жизни,
- социорегулятивную функцию, направленную на оптимизацию деятельности институтов и организаций социальной сферы и развития ее потенциала в целом, путем разработки норм ее функционирования и контроля их выполнения (27. С.35-36; 48. С.114-118).
В целом функции социальной сферы призваны способствовать использованию потенциала общества на благо человека. Одним из основных институтов, где решается данная задача, является институт социальной работы. В связи с этим следует обозначить основные функции социальной работы, эффективность которых опосредована уровнем реализации функций социальной сферы. Главной функцией социальной работы выступает принятие целесообразных решений проблем человека на основе единства внешних и внутренних факторов его жизнедеятельности (92. С.6). Приоритетной составляющей этой функции является социальная помощь. Вместе с тем, она включает и самопомощь объекта социальной работы, формирование у него навыков и умений решать свои проблемы по мере увеличения степени личностной самостоятельности. Одновременно с функцией помощи в социальной работе присутствует функция социального контроля, которая реализуется путем регуляции социальных взаимодействий при разрешении конкретных проблем, связанных с дезорганизацией деятельности и отклонения от социальных норм. Задание На основании знаний, полученных при изучении социологии, дайте определение социального контроля. Система контроля осуществляется, прежде всего, в интересах общества и государства и включает различные способы - от принудительного воздействия (например, на лиц, пренебрегающих родительскими обязанностями) до психологического влияния. В результате возникает противоречие между функцией оказания помощи и функцией контроля, которое может отражать противоречие между интересами человека и государства, общества, организации, малой группы. Это противоречие присутствует в любом виде социальной помощи и должно разрешаться в интересах людей в процессе высокопрофессиональной деятельности ее субъектов. Необходимость достижения оптимальной взаимосвязи между функциями социальной помощи и социального контроля проявляется в социальной работе в осуществлении целого ряда ее более конкретных, специфических функций. Эти функции выполняют отдельные субъекты социальной работы - специалисты и организации. К ним относятся диагностическая, прогностическая, профилактическая, информационная, правозащитная, рекламная, коммуникативная, организационная и другие функции (рис.2).
Рис 2. Функции социальной работы
Практическая деятельность, осуществляемая в пространстве социальной работы, реализуется посредством ее основных моделей. Существуют различные основания для их классификации (34. С.192-193; 47. С.16; 80. С.71-77). Так, исходя из соотношения объекта и цели социальной работы, рассматривается:
- социально-педагогическая модель, в основе которой лежит целенаправленное воздействие на детей, подростков, лиц с девиантным поведением с целью выработать у них определенные социальные качества;
- когнитивная модель, которая строится на возможностях интеллектуального процесса личности. Объектом здесь выступает человек, способный к осмыслению механизмов своего поведения, а целью - социальное конструирование, развитие самосознания клиента, позволяющее ему впоследствии решать свои проблемы;
- витальная модель, которая имеет целью усиление веры человека в возможность обеспечить нормальный уровень своей жизнедеятельности и одновременно - в способности специалиста, его практическую и теоретическую грамотность. Объектом здесь является любой человек, нуждающийся в социальной поддержке для решения своих проблем. Исходя из уровня, на котором оказывается социальная помощь, выделяется:
- структурная модель социальной работы, связанная с управлением ее системой, разработкой социальной политики, социальным прогнозированием и проектированием;
- клиент-центрированная модель, ориентированная в основном на психосоциальную работу, индивидуальное и групповое консультирование и решение проблем клиента. Исходя из соотношения цели и направления деятельности субъекта социальной работы, определяются модели социальной работы:
- в основе которой лежит добровольная филантропическая и благотворительная помощь как выражение личностного отношения субъекта к индивидуальным и социальным проблемам;
- целью которой является достижение личностью значимых результатов, изменение ее положения в обществе. Наконец, с точки зрения содержания основной роли специалиста, выделяется:
- воспитательная модель, в которой он выступает в роли социального педагога, эксперта и консультанта, дает советы и проводит консультации, оказывает помощь в усвоении информации, обучает социальным навыкам и умениям;
- фасилитативная модель, когда специалист играет роль посредника, помощника, помогая клиенту в ситуации жизненной трудности, стимулируя его саморазвитие путем мобилизации ресурсов и преодоления дезорганизации;
- адвокативная модель, связанная с ролевыми функциями специалиста как социального адвоката, защищающего социальные и иные права клиентов и помогающего им документально обосновать свою позицию, для чего специалист выступает от имени клиентов в различных областях деятельности (55. С.63). Модели социальной работы имеют различное теоретическое обоснование, они применяются в зависимости от конкретного социального и личностного контекста и предполагают выбор собственных методов, средств и форм реализации. В пространстве социальной работы используются не только отдельные модели, нередко для решения проблемы клиента необходимо сочетание различных моделей этой деятельности. Выбор и формирование оптимальной модели социальной работы связаны с определением стратегических направлений развития социальной сферы общества. Так, в современном российском обществе, по мнению исследователя Г.И.Осадчей, существуют альтернативы ее развития - либеральная и патерналистская. Либеральная модель представляет собой идеологию обеспечения максимально большей свободы каждому человеку в решении проблем, возникающих при его взаимодействии с элементами социума. При этом государство, предоставив каждому человеку экономические, правовые, социокультурные предпосылки для мобилизации потенциала личности, слагает с себя ответственность за социальное воспроизводство. Патерналистская модель воплощает идеологию, снимающую с людей заботу о решении социальных проблем, так как они решаются государством с учетом установленных в нем социальных приоритетов. Такой подход приводит к снижению в обществе уровня инициативы самих индивидов. По мнению Г.И.Осадчей, необходимая для российской социальной сферы модель должна опираться и на либеральную, и на патерналистскую доктрины. В этом случае возникает возможность обеспечить социальную стабильность общества, не упуская из виду необходимость его дальнейшего развития (48. С.29-30). Таким образом, сочетание либеральной и патерналистской моделей требует от социальной работы адресной целевой ориентации, при которой государство обеспечивает достаточные предпосылки к тому, чтобы к социальноактивным индивидам и группам была применена либеральная идеология, а для оказания помощи социально уязвимым группам населения - единственно возможная в этом случае патерналистская идеология. Так как на среду жизнедеятельности человека существенным образом влияют не только социальные, но и природные переменные внешнего мира, под пространством социальной работы следует понимать не только социальную, но и социально-экологическую сферу. Специалисты отмечают, что общество и природа характеризуются генетическим, структурным и функциональным единством, вследствие чего они проникают друг в друга как противоположные стороны одной системы. Связь человека и природы реализуется в разнообразной социальной деятельности, когда люди приспосабливают ее устоявшиеся формы к сложным ритмам биосферного процесса. В современном социуме несущая способность природной и социальной среды многократно превышена, а его выживание происходит за счет сверхэксплуатации как человеческого потенциала, так и природных ресурсов. В связи с этим деятельность в системе социальной работы должна быть, в частности, нацелена на достижение социально-экологической безопасности структурнофункциональных связей в среде и на самосохранение ее субъектов (22. С.54-55; 104. С.34). Расширенный взгляд на пространство социальной работы как на поле взаимодействия человека и окружающей его социоэкологической среды, находящееся в постоянном изменении, демонстрирует сложность задач данного вида практики. Следует указать на ее важнейшую особенность: социальная работа ориентирована на оптимизацию социальных взаимодействий людей с учетом имеющегося социально-экологического потенциала, на совместное развитие естественных и искусственных основ их жизни.
|
|