|
4.5. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Детская личность"
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции " Детская личность" - государственное образовательное учреждение Восточного окружного управления Московского комитета образования создан в 1999 г. с целью отработки системы оказания помощи детям со сложной структурой дефекта, ДЦП и эпилепсией дошкольного и раннего школьного возраста в виде консультативного обслуживания в Центре и стационарного пребывания (круглосуточное в течении 5 дней в неделю) в детском саду и школе-интернате. В Центре "Детская личность" обучаются и получают помощь дети-инвалиды (в режиме стационарного пребывания) по следующим направлениям: • дефектологическая и логопедическая помощь; • облегчение средовой адаптации; • функциональная диагностика и лечебно-диагностическая работа; • игротерапия нарушений поведения, коррекционное обучение и воспитание; • психологическая помощь; • нейропсихологическое исследование; • лечебная физкультура и массаж. Основные вопросы деятельности Центра "Детская личность" связаны во многом с функциональными обязанностями, выполняемыми персоналом: учителями, дефектологами, психологами, воспитателями, медицинскими и другими работниками, а также научными руководителями в области медицины, психологии и педагогики. Значительный объем работы выполняется на договорных условиях с работниками различных учреждений. Концепция В соответствии со статистическими данными, приведенными ЮНЕСКО, из всех детей с ограниченными возможностями 78% составляют дети, имеющие неврологические заболевания. Особенно распространенной из них группой являются дети с диагнозами: детский церебральный паралич и эпилепсия, часто сопровождающиеся задержкой физического, умственного и, в целом, психического развития. Перспективы обучения, воспитания, отдыха и оздоровления этих детей в массовых детских учреждениях, на сегодняшний день, практически сводятся к нулю, в результате следующих факторов: 1. Инструкции и нормативы, устанавливающие ограничения в пребывании указанной категории больных в массовых детских садах, школах, санаториях, домах отдыха и т. д. 2. Малочисленная сеть детских учреждений, занимающихся детьми данной патологии. Ребенок-инвалид, воспитывающийся в семье (что само по себе является очень ценным фактором) обречен, как правило, на общение только со своими близкими (зачастую это одна мать) лишен возможности игры, контактов со сверстниками, получения жизненного минимального опыта, что ведет к дезадаптации и ухудшению его психического состояния. Многие дети, нуждающиеся в специализированной помощи, оказываются вне медико-психологического контроля их развития, в условиях, не только не способствующих, но зачастую прямо препятствующих возможной компенсации имеющихся сложностей, полноценному воспитанию и обучению, при отсутствии адекватных условий определения уровня их развития, зачисляются в разряд "необучаемых" и вообще лишаются возможности получить школьное образование. Описанная проблема приобретает все большую остроту, поскольку количество детей, страдающих нарушениями развития различной тяжести и генеза, постоянно увеличивается. Особенно это касается "изгоев" — детей с эпилепсией. Независимо от этнических и географических признаков эпилепсия встречается у 12% людей. Это значит, что в России эта цифра равна 1,5-3 млн. Примерно у 30% людей болезнь начинается в детском возрасте, что изначально устанавливает ограничения в развитии, обучении и социальной адаптации в силу особенностей, связанных с дебютом заболевания, его течением и лечением. Однако привычный взгляд на больного ребенка с диагнозом эпилепсия в нынешнее время претерпевает некоторые трансформации. Дети с эпилепсией такие же разные, как и все остальные дети; Дети с эпилепсией могут быть одаренными и отстающими в развитии обучаться как по общеобразовательной, так и по специальной программе; к детям с эпилепсией нужно искать индивидуальный подход, впрочем, как и ко всем детям. И, самое главное, можно работать с ребенком, имеющим активную форму эпилепсии; можно прогнозировать и не бояться его приступов. Социальные аспекты эпилепсии. Люди с эпилептическими приступами - это часть нашего общества. Они ходят в школу, получают работу, женятся и имеют детей, осуществляют свои мечты и, несмотря на приступы, ведут полнокровную жизнь. От гиперактивного ребенка не следует требовать длительного сидения на одном месте, желательно давать ему различные поручения, при выполнении которых, он бы побольше двигался. Такой ребенок не может в достаточной степени сдерживать и не проявлять свою активность, нуждается в регулярном режиме дня и его четком соблюдении. А с другой стороны, нарушения могут выражаться в замкнутости и заторможенности. Воспитатели в этом случае не должны торопить и высмеивать ребенка или ставить ему в пример других детей. Иногда внезапно, без видимых причин, ребенок может испытывать чувство страха, злости, печали, дурного предчувствия. Это может быть связано с приступами или приемом препаратов, и часто небольшая коррекция лечения все нормализует. Если ребенок психически сохранен, то его следует отдать в детский коллектив, где он научится общению, организованности, умению постоять за себя. Если имеется угроза приступов, то педагога желательно информировать об их возможности и тактике поведения во время приступа. Умственная отсталость у детей с эпилептическими приступами встречается редко. А одной из главных причин низкой успеваемости является недостаточная концентрация внимания и быстрая утомляемость. Ребенок не в состоянии высидеть целый урок, быстро отвлекается и перестает слушать преподавателя. В этих случаях доктор иногда рекомендует перевод ребенка на надомное обучение. Некоторые учителя и родители считают, что интенсивное обучение ухудшает состояние ребенка. На самом деле лишь переутомление может вызвать неблагоприятные последствия. Умственная деятельность способствует активизации мозга и уменьшает вероятность приступов. Только активный мозг способен бороться с болезнью. В основу концепции создания многопрофильного учреждения для детей инвалидов, по типу Центра медико-психолого-педагогической реабилитации и коррекции ложится принцип социального партнерства семьи ребенка инвалида и педагога, что позволит уменьшить число семей, вынужденных отдавать больного ребенка в учреждения социального обеспечения. В этой связи ЦППРК "Детская личность" определил основные направления своей деятельности. Это:
1. Научно-практическая работа по созданию учреждения компенсирующего типа, с целью реализации научно-обоснованной системы диагностики и коррекции отклонений в развитии, поведении и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями (дети с соматическими, психомоторными и психоневрологическими заболеваниями, имеющие особенности в развития).
2. Разработка, апробация и внедрение перспективных социальных и педагогических технологий, направленных на решение проблем реабилитации и адаптации детей. 3. Разработка и выпуск методических пособий по следующим направлениям: • организация и деятельность центров психолого-педагогической помощи • вопросы психолого-педагогической и социальной реабилитации детей в условиях образовательного учреждения; • организация психологической помощи семье ребенка-инвалида. 4. Проведение научно-практических семинаров. 5. Подготовка кадров для работы в системе медико-психолого-педагогической реабилитации.
|
|