Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.6. Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Волхова

  По решению мэрии города Волхова открылся центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, так как не было специализированного учреждения для детей с аномалиями развития, большинство детей воспитывались дома, не имея возможности систематически получать педагогическую и медицинскую помощь. Но, как известно, ребенок, лишенный общения не вырастет полноценным. Это общение необходимо и «особым детям». В городе Волхва 169 детей-инвалидов в возрасте от 1 до 16 лет.
  Основная цель работы: реальная помощь и детям, и родителям. Задачей центра является подготовка детей к жизни, чтобы они обрели уверенность и не чувствовали себя не нужными обществу. Рождение этого центра вызвало много различных мнений среди населения. Ростки нового всегда пробиваются с трудом, к сожалению, необходимость создания центра детей-инвалидов понимали не все. Часто высказывались мнения о том, что в наше тяжелое время, когда не хватает средств на содержание детских садов, школ, больниц, не целесообразно открывать учреждения для детей-инвалидов. До недавнего времени официальная пропаганда убеждала, что у нас в стране проблемы детей-инвалидов не существует, а раз так, то отношение к несуществующей проблеме соответствующее. Сказалась и политика предыдущих лет, когда от населения скрывались данные о количестве детей, родившихся с различными патологиями и истинные причины: наследственность, родовые травмы, алкоголизм, и одна из главных - экология и работа на вредных производствах. На территории города с 30-х годов работает алюминиевый завод. Система очистных сооружений не отвечает требованиям времени. Поэтому доля детей, родившихся с различными патологиями, довольно большая. Сотрудники центра вынуждены были проводить разъяснительную работу среди населения, выступали по радио, на телевидении, писали заметки в газеты, проводили дни открытых дверей для всех желающих.
  Педагоги центра начали свою работу с посещения семей, имеющих детей- инвалидов. Очень часто встречали отказ, так как многие родители настолько свыклись с мыслью, что это их беда, и никто не сможет помочь, что боялись отдавать ребенка в чужие руки. А будут ли к малышу добры и внимательны, терпеливы и милосердны, смогут ли в течение всего дня заменить ему самых близких и родных людей. Тяжело проходил период адаптации, дети не умели общаться (совместно играть, трудиться, заниматься). Коллектив принял решение о свободном посещении родителями центра, двери центра открыты всегда. В течение дня мама может быть с ребенком, совместно с воспитателем находить индивидуальные методы и приемы воспитания. Педагоги учитывают пожелания родителей, характерные особенности ребенка, желания самого ребенка. Поэтому вся работа носит индивидуальный характер. Основной вид деятельности - игра. Играя, дети познают окружающий мир, играя, приобретают знания и умения, трудятся. Вся работа по педагогической коррекции ведется с дефектологами, логопедом, совместно с воспитателями, с учетом диагнозов и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Впервые появилось учреждение, в котором медики и педагоги работают в одном направлении. Выполняя общую цель - защищать детей- инвалидов.
  Все дети находятся под наблюдением психиатра, невропатолога, которые назначают, по мере необходимости, медикаментозное лечение, регулируют уровень умственной и физической нагрузки. По данным статистики города Волхова в центре самая низкая заболеваемость ОРЗ среди других дошкольных учреждений, отмечается положительная динамика в психоэмоциональной и речевой сфере, а также в неврологическом статусе, В центре работает психолог, психотерапевт. Особое внимание уделяется музыкальной терапии: эвритмия, логоритмика, ритмика, игра на музыкальных инструментах, театрализованные представления. В настоящее время специалистами центра полностью определены необходимые направления в работе: педагогическая коррекция, медицинская реабилитация, социальная адаптация, психологическая помощь, трудовое обучение, непрофессиональная ориентация, помощь юриста.
  Следует отметить, что среди детей-инвалидов есть и одаренные, талантливые дети, которым необходимо элитарное образование. На базе центра реабилитации детей- инвалидов открыта школа индивидуального обучения первой ступени. Необходимость ее создания была вызвана желанием родителей, так как выбора не было: либо домашнее обучение в отрыве от детей, окружающего мира, или отдать ребенка в интернат. Большинство детей живет и хочет жить в семье, мы не должны лишать родителей права последнего шанса в борьбе за своего ребенка. Родители надеются, что их дети все же смогут жить, пусть не так полноценно, как здоровые ребятишки, но хотя бы без такого количества проблем, которые едва вынесет взрослый. Ни одно даже самое прекрасное специализированное государственное учреждение не может дать аномальному ребенку то, что даст ему семья. Результаты работы центра могут быть полноценными лишь в том случае, если в работе с детьми будут активно и творчески участвовать сами родители. В центре проводится пропаганда знаний, которые необходимы для родителей больных детей («Материнская школа»). 80% живут в благополучных семьях, мамы имеют высшее образование и высокий интеллектуальный потенциал. Благодаря открытию этого центра они сумели выйти на работу, а некоторые пополнили свою семью рождением второго ребенка. При длительном нахождении ребенка в центре реализуются принципы комплексного воздействия на организм.
  Дети с различными нарушениями в развитии точно так же как и здоровые требуют отношения к ним как к личности, как много они могут дать каждому из нас нравственного здоровья. Сколько в них тепла и бесхитростности, искренней любви к окружающему.


 
© www.txtb.ru