|
§ 3.2.3.2. Технология формирования туров
Последовательность формирования туристских услуг в России регламентирует ГОСТ Р 50681-94. Основой для разработки туруслуги является ее краткое описание. Это набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком услуг и учитывающих возможности исполнителя услуги. Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организации предоставления услуги и определяет ответственность каждого участника процесса проектирования услуги. Проектирование туристской услуги осуществляется в последовательности: 1) установление нормируемых характеристик услуги; 2) установление технологии процесса обслуживания туристов; 3) разработка технологической документации; 4) определение методов контроля качества; 5) анализ проекта; 6) предоставление проекта на утверждение. Для каждой характеристики услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. Проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды. Проектирование требований к процессу обслуживанию туристов. Документация, детализирующая требования к процессу обслуживания туристов, должна включать: • описание процессов, форм и методов обслуживания туристов; • значения характеристик процесса обслуживания туристов; • требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования; • количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки; • договорное обеспечение поставок изделий и услуг; • гарантии; • необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарноэпидемиологического и пожарного надзора, госавтоинспекцией и др.). Конкретные требования к процессу обслуживания туристов должны быть не ниже требований действующих нормативных документов. Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляют по отдельным этапам предоставления услуги (например, предоставление информации об услуге, расчеты за услугу) и составление для каждого из них технологических карт. Содержание и последовательность этапов могут варьироваться в зависимости от вида услуги. Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и др.). Определение методов контроля качества. В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запроектированным характеристикам. Проектирование контроля качества включает: • определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги; • определение методов корректировки характеристик услуги; • определение методов оценки контролируемых характеристик. Анализ проекта является завершающим этапом проектирования и имеет целью подтвердить, что: • характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды; • требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуг; • методы контроля качества обеспечивают объективную оценку характеристик процессов обслуживания. Анализ проекта осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия. Утверждение проекта является завершающим этапом проектной разработки. Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком. Изменение проекта допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем туристского предприятия.
|
|