Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.4. Социальный портрет предпринимателя

  Первые социологические исследования российского предпринимательства проводились с начала 90-х годов и носили в большей степени разведывательный, оперативный характер, не преследуя задач выявления глубоких закономерностей, сопровождавших становление российского предпринимательства. В качестве предпринимателей рассматривались конкретные социально-экономические группы респондентов, выделенные по одному-двум критериям. Широко распространенные в социологических исследованиях критерии выделения и изучения групп предпринимателей: профессионально-должностной статус респондентов, их отношение к собственности и наличию капитала, размерам и типам их предприятий как основного места работы. Использование и сочетание соответствующих признаков зависело от характера поставленных целей и задач исследования.
  Проблема социальной идентификации современных российских предпринимателей становится актуальной при рассмотрении предпринимателей как элемента социальной культуры общества. Определение внешних границ предпринимательства в социальном плане, положение предпринимателей как новой социальной группы в социальной структуре общества, т. е. соотношение ее с другими основными группами, невозможно до сих пор четко обозначить из-за отсутствия в отечественной социологии общепринятых классификационных признаков, лежащих в основе выделения отдельных классов или слоев общества. Как было отмечено, исследователи выделяют предпринимателей как хозяйственных субъектов особого вида в отдельную социально-экономическую группу, ограничивая ее определенным набором стратификационных критериев, исходя из собственной теоретической идентификации предпринимательства.
  Основные моменты социологического анализа предпринимателя:
  1. Существуют разные подходы к определению и изучению предпринимателя, использующие различный понятийный аппарат.
  2. Изучение предпринимательской культуры имеет фундаментальное значение. Она понимается в профессиональном и организационном смыслах, имеет институциональный и личностный аспекты.
  3. Институциональный аспект (внешняя среда) выражает влияние на предпринимателя институтов: частной собственности, свободы предпринимательства и выбора, конкуренции, правительства, права, политических организаций, науки и религии, средств массовой информации и общественного мнения.
  4. Личностный аспект (внутренняя среда) предпринимательской культуры связан с важным значением личного интереса в экономическом развитии. Мотивация прихода в бизнес связана с эффектом отталкивания и притягивания. Мотивационное ядро функционирующего предпринимателя формирует потребности в независимости и достижении успеха. Деловые качества предпринимателя подразделяются на технологические, коммуникативные и концептуальные навыки. Денежный доход не является целевой функцией предпринимателя. Иерархия жизненных ценностей предпринимателя близка структуре ценностей обычного человека.
  5. Существует ряд подходов к определению места предпринимателей в стратификационной системе. Вызывает сомнение наличие единой предпринимательской группы. Предприниматели резко выделяются по уровню образования, дохода; отмечается низкий статус предпринимателя в России. Выделяются социальные группы, откуда происходит “рекрутирование” предпринимателей.


 
© www.txtb.ru