Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.2. Масштабы и характер деятельности предпринимательства

  Предпринимательство можно классифицировать: по его масштабам, по характеру деятельности.
  По масштабам инициативная деятельность организаторов производства подразделяется на следующие виды:
  Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т. п.). В этом случае очень легко определить того, кто берет на себя всю ответственность и сам принимает все важные решения.
  В соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (осуществляющего деятельность без образования юридического лица) признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (ГКРФ, п. 1, 2, ст. 23).
  Коллективное предпринимательство - инициативное дело коллектива. В фирмах, основанных на общей долевой собственности, основные решения, связанные с риском, принимают много людей (члены товарищества, акционеры). Различные задачи предпринимателя выполняют различные группы людей.
  Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
  - традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство);
  - инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).
  Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может таким образом ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара. По своему характеру предпринимательская деятельность включает несколько форм.
  Некоммерческое предпринимательство, не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая филантропическая деятельность ведется разными благотворительными и культурно-просветительными организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 дол. в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпораций.
  Коммерческая деятельность, или бизнес, - дело, приносящее доход. В нее входят:
  - непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;
  - торговый бизнес - на предприятиях торговли;
  - бизнес в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора);
  - производственный бизнес - доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.
  Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства подавлена рамками жестких приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Для жизни каждому человеку нужен кислород и для предпринимате- ля-бизнесмена нужна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
  Бытует мнение, что самым свободным является мелкий предприниматель, где ведущие позиции принадлежат крупным предпринимателям, это, скорее всего, широко распространенная иллюзия. Вот что пишет об этом известный американский экономист профессор Дж. Гэлберт: “... Мелкий предприниматель прославляется как человек строгой независимости. То, что эта независимость часто ограничена как в принципе, так и на практике упорной борьбой за выживание, остается незамеченной. Часто его свобода - это свобода человека, которого до смерти заклевали утки”.
  В современных условиях на Западе заметно увеличивается предпринимательская деятельность всех видов, произошел предпринимательский бум. Этому в значительной степени способствовала приватизация государственных предприятий. За последние 20 лет общее число предпринимателей в Японии увеличилось почти в 2 раза, в США - более чем в 2,5 раза. В связи с этим расширилась сеть организаций, которые формируют современных бизнесменов (разного рода центры и школы подготовки предпринимателей, инновационные парки, где предметно изучают новейшие достижения техники, технологии и организацию производства). Аналогичные процессы проходят в нашей стране.
  Предпринимательство, как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения, создание новых рабочих мест, пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах.
  Наше государство, так же, как и другие, пытается поддерживать малый бизнес. В 1995 году был принят Закон Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. На основании этого закона Постановлением правительства РФ от 4 декабря 1995 года был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Согласно закону фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Основной задачей фонда является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.
  Широко распространено мнение о том, что радикальное изменение взаимоотношений малых предприятий с крупными предприятиями возможно только с началом экономического роста. Однако это не означает, что в настоящее время не должны разрабатываться и реализовываться меры, которые, во-первых, помогли бы малому предпринимательству функционировать сейчас и, во-вторых, создали бы благоприятные условия для укрепления сотрудничества малого и крупного предпринимательства в перспективе. К сожалению, ни один из многочисленных государственных и общественных институтов поддержки российского малого предпринимательства не ставит целью работу по налаживанию кооперации малых предприятий с крупными.
  Меры по развитию малых и средних форм хозяйствования в реальном секторе российской экономики должны стать частью национальной промышленной политики с необходимым концептуальным и институциональным обеспечением. Такая политика должна исходить из того, что в развитии малого предпринимательства и, особенно, в его кооперации с крупным производством должен быть некий “первотолчок”. Крупные предприятия сегодня, как правило, озабочены текущими, экономическими и социальными проблемами и психологически не готовы обеспечить такой толчок, даже если он в итоге сулит им существенную выгоду. Кроме того, многие крупные предприятия обременены излишком рабочей силы и поэтому не стремятся формировать сеть постановок комплектующих на кооперационной основе, если их можно изготовить самостоятельно, не привлекая к выполнению работ или услуг сторонние фирмы. Поэтому кооперация малого и крупного предпринимательства требует последовательной рыночной адаптации крупных предприятий, бюджетные ограничения должны стать более жесткими. Соответствующая политика должна включать меры по правовому регулированию, экономическому стимулированию, регулированию отношений занятости.
  Потенциальными объектами интереса малого предпринимательства являются:
  - основной капитал;
  - фонды крупных предприятий.
  Для изыскания дополнительных возможностей развития малых предпринимательских структур можно провести тщательную инвентаризацию неиспользуемых производственных мощностей и площадей предприятий всех форм собственности, а также оценку эффективности использования работающих мощностей. Поэтому необходимо внести изменения и дополнительные законодательные и нормативные акты, что позволило бы более активно использовать простаивающие мощности в целях развития малого предпринимательства. Аналогичные меры должны быть проведены и в отношении объектов незавершенного строительства
  В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности в “резерв” с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес.
  Основные направления деятельности Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации состоят в следующем:
  1. Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а также других кредитно-финансовых организаций под государственные гарантии правительства Российской Федерации для обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.
  2. Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.
  3. Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.
  4. Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.
  5. Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого предпринимательства.
  6. Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.
  7. Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.
  8. Развитие рекламно-выставочной и издательской деятельности в сфере малого предпринимательства.
  9. Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений.


 
© www.txtb.ru