|
3. ЖЕНЩИНА В БИЗНЕСЕ
Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияния руководителя на социально-психологическую структуру и развитие коллектива являются наиболее важными факторами в вопросах повышения эффективности работы коллектива. Руководитель должен заботиться о продвижении сотрудников любого пола. А женщине в качестве руководителя можно отдать в некоторых случаях (в зависимости от условий труда, характера работы и т. д.) предпочтение, так как она более глубоко чувствует отношения в коллективе, интуитивно оценивает поведение других людей, более чутко реагирует на нюансы взаимоотношений между людьми и по отношению к себе. При выдвижении женщины на должность руководителя очень важно признание ее равноправия, равенства ее возможностей и способностей в управлении коллективом. Если женщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильный характер, профессионализм, инициативу, умение рисковать) с традиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность и т. д., то она может стать идеальным руководителем. Изучение факторов, создающих условия для выдвижения женщины на пост руководителя, наукой рассмотрены недостаточно. Учитывается, как правило, только производственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследований, посвященных влиянию семьи на производство. Другое препятствие в выдвижении женщины на пост руководителя - стойкое убеждение мужчин в том, что женщина должна заниматься больше домом и детьми. Не совсем верна и другая точка зрения, что женщина может быть руководителем только на традиционно женских должностях под началом мужчины. Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств сказываются на системе выдвижения и работе с кадровым резервом. Вопрос быть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров. Если сравнить перечень качеств, способствующих успеху женщины в бизнесе, с тем же набором у мужчин, то можно заметить, что они совпадают в 20-25% случаев. Например, если у мужчин лидирующее положение занимает “умение принимать нетривиальные решения”, то у женщин - способность коммуникации. Мужчин выделяют качества, зависящие от их усилий, у женщин ведущие качества определены ситуацией. Мужчины делают упор на осознание своих возможностей и действий, в соответствии с ними - весьма парадоксальный результат: только 20% обследованных женщин-менеджеров относят себя к людям рационального типа. Остальные настаивают на большой доле иррациональных или интуитивных стратегий. Даже среди 20% женщин-менеджеров, настаивающих на своей рациональности и четкости, сформировалась точка зрения, согласно которой рациональность помогает в реализации деловых задач, но подбор людей осуществляется интуитивно. Результаты исследования показали, что в России стереотипы мужского лидерства выражены не так сильно, как принято думать. Вообще, дискриминационный эффект в бизнесе в России выражен меньше, чем в Европе или США. Наконец, еще один миф - о несовместимости женского бизнеса с полноценной семейной жизнью. В США женщины-менеджеры, занявшие высокие посты, практически все свое время и энергию отдают работе, жертвуя ради карьеры личной жизнью. По сравнению с Америкой, в России 80% из опрошенных женщин-менеджеров считают себя счастливыми в семейной жизни и им удается компенсировать занятость в деловой сфере или за счет помощи родителей, или посредством перераспределения семейных забот между мужем и взрослеющими детьми.
|
|