|
1. Социальное пространство и социальное время
Социология изначально формировалась как попытка разгадать «смысл» истории и выявить законы и направленность социальных изменений. Уже основоположники научной социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили себе целью понять способы и формы изменения человеческого общества. Таким образом, вопрос о том, почему, как и в каком направлении происходят изменения в обществе является одним из основных вопросов в социологии. Любые социальные процессы, ведущие к социальным изменениям, протекают в конкретно-историческом пространственно-временном континууме. Социальное пространство и время - категории, характеризующие социальное бытие как процесс сосуществования сменяющих друг друга поколений людей, как условие взаимосвязанности людей и непрерывности их повседневной жизни. Социальное пространство - это человеческое бытие в виде общественных отношений, социальных институтов, различных видов коммуникаций и т. п. Человечество в отличие от животных сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности - изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т.е. создавать «вторую природу». Локализация, структурирование пространства выступает у людей как результат освоения ими природы, а также дифференциации их деятельности (разделения труда). Вся история человечества демонстрирует постоянные изменения социального пространства. Эти изменения детерминируются как природными, так и социальными факторами. Так, древнеегипетская культура в основе своего мировоззрения имела горизонталь, древнегреческая - объемность (уравновешенность пространственных характеристик), средневековая - вертикаль (готический стиль обращенности, вытянутости к Богу), эпоха Возрождения - глубину (впервые была разработана линейная перспектива в живописи). В Античности практически не было современного видения пространства, тамбыл topos (место), в котором совершались все события. В Средние века пространство представляло собой область Богоприсутствия. В Новое время изменяется характер пространственно-временного континуума - главной доминантой становится уже не пространство, а время, что отразило убыстрение хода истории. Пространство становится абстрактным и однородным, т.е. перестает быть связанным жестким образом с определенными социальными событиями. Причем пространство и время мыслятся отдельно друг от друга. С XIX в. пространство-время снова берется в единстве, в виде континуума, т.е. происходит возврат к древней идее «хронотопа». Понятия пространства и времени широко применяются в исследованиях статики и динамики общества. Так, например, для изображения социального пространства используют декартову систему координат (см.: Кравченко А.И. Социология. Общий курс. - М., 2000. - С. 182-193 и др.). Здесь социальное пространство - это совокупность точек на воображаемом континууме, вертикальной и горизонтальной осями которого выступают социальная стратификация и социальный состав населения.
Социальные отношения между людьми будут разными в зависимости от того, на какую ось проектировать их социальный статус. Например, богатый и бедный являются соседями. Как «соседи», они ничем не отличаются друг от друга (горизонтальная ось), а как «богатый» и «бедный» (вертикальная ось), они отстоят друг от друга далеко.
Подобная схематика позволяет наглядно представить социальную структуру общества. Кроме социально-пространственных характеристик социальной жизни в целом, выделяют также различные «пространства» внутри каждой из сфер общественной жизни. Например, политическое пространство наделяется тремя измерениями: 1) политическое пространство как предпосылка политической организации общества (размеры государства и т.п.); 2) политическое пространство как цель политических процессов (например, геополитика рассматривает территориально-политическое пространство государства как цель конфликтного взаимодействия соперников-государств: сильные государства охотятся за жизненным пространством и полезными ископаемыми других стран); 3) политическое пространство как условие формирования и осуществления политических решений (среда протекания политических процессов). Время - форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире. Объективное (физическое) время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное (социальное) время отличается от него и основано на осознании (оценке и т.п.) времени. Осознание времени зависит от содержания переживаний. Социальное время - характеризует (фиксирует) устойчивость социальных форм в виде их воспроизводимости. По изменениям социального времени (как и социального пространства) можно судить об очередных социальных трансформациях. Социальное время есть внутреннее качество социального бытия и является мерой изменчивости общественных процессов. П. Штомпка пишет: «Время является не только универсальным измерением социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором». Таким образом, с одной стороны, время есть аспект социальных изменений, а с другой - социальные изменения есть аспект времени. Отсюда одна из главных проблем: чем измеряется социальное время? Здесь два аспекта: 1) время - это то, что надо измерить - «время эпохи», «время революции» и т.п.; 2) время - это то, с помощью чего измеряют события, время как единица отсчета. Характерные черты социального времени: 1. Необратимость. Необратимость в социально-исторических процессах проявляется как различение между прошлым, настоящим и будущим. В любом языке существуют клише: «жизнь утекает», «жизнь проходит» и т.п. Считается, что представление о необратимости временного потока (различение прошлого, настоящего и будущего) связано с изобретением письма: прошлое только тогда «позади» (а не в настоящем или будущем), когда записано, зафиксировано, определено. Только таким образом и будущее может быть спроектировано и спланировано. 2. Продолжительность. Даже «молниеносные» социальные события имеют определенный временной интервал. 3. Последовательность. Все социальные процессы имеют этапы, периоды, стадии и т. д. При этом любое событие встроено в другое социальное событие или в природные циклические явления, что позволяет измерять социальные события. 4. Вездесущность, всепроникаемость. Так как все подвержено изменению, то нет вневременных социальных процессов. 5. Относительность. В отличие от физического времени социальное время антропоцентрично и социоцентрично, т.е. социоконструируемо. Время зависит от индивида, от взаимосвязей внутри больших социальных групп, от социальной структуры общества и т.д. Так, на индивидуальном уровне все люди отличаются друг от друга «чувством времени». В одних состояниях время «мчится», «бежит» (любовное свидание), в других случаях время «тянется» и даже «стоит» (в очередях, болезнях и т.д.). Таким образом, в отличие от физического времени социальное время уже на индивидуальном уровне не имеет одномерной шкалы измерения. На социопсихологическом уровне в определенные эпохи существует свой вид времени (циклическое или линейное). У каждой социальной общности также свое уникальное восприятие и понимание времени. Так, у финансистов «время - деньги», а у артистов время носит иной характер. В разные эпохи и у разных народов были разные ценностные ориентации: теории «золотого века» или подразделение на сакральное и профанное время ориентируются на прошлое, тогда как западноевропейская цивилизация с момента возникновения христианства (провиденциализм) ориентируется на будущее. Также можно отметить разницу в интерпретации будущего: деятельное отношение к будущему (как то, что надо конструировать) и пассивно-адаптационное отношение к будущему (как то, к чему надо приспосабливаться). В истории счета социального времени можно выделить три этапа: 1) Зависимость от физического времени, подчинение природным стихиям (ориентация на день-ночь, смену времен года, разливы рек и т.д.). Данное восприятие времени характерно для традиционных обществ. 2) Зависимость времени от социальных событий. Здесь уже в качестве причин выступают не природные циклы, а социальные (ежегодные инициации, празднества, олимпиады и т.п.). В жизни любого индивида каждое уникальное событие отмечает начало временной шкалы: «отцовство» носит пожизненный характер, а «президентство» или учеба в вузе имеют вполне определенный срок. 3) Относительная независимость времени как от природы, так и от социума. Выделяют следующие общественные функции социального времени: 1) Синхронизация активности - синхронизация одновременных действий, корреляция и координация индивидуальных действий с действиями других людей (начало учебных занятий, обеденный перерыв и т.п.). Здесь уместно употребление слова «одновременно». 2) Социальная координация - вследствие разделения труда возникает необходимость координировать последовательность действий совокупной деятельности. Здесь уместно употреблять слова «со временем», «каждый в свое время» и т.п. 3) Соотнесение последовательности различных стадий, процессов и т. д. Например, выращивание хлеба, пятилетнее обучение и т.п. имеют соотнесение последовательности различных действий по сезонам работ или курсам обучения. Здесь - «всему свое время». 4) Фиксация событий - определение места и времени данного события в пространственно-временном измерении (расписание движения поездов и т.п.). Здесь - «вовремя», «не вовремя», «своевременно» и т.п. 5) Количественное измерение событий (время как единица измерения событий) - соотнесение однокачественных событий для их ранжирования по количеству (в количественном измерении). Например, определение коэффициента интеллектуальности на разных ступенях развития человека, определение времени пробега дистанции спортсменом и т.д. 6) Качественная дифференциация событий - выделение профанного и сакрального времени, «святых» дней (пятница, суббота, воскресенье), рабочих и выходных дней. Здесь - «безвременье», «остановись, мгновенье, ты прекрасно» и т.п.). Наиболее часто виды и формы социального времени выделяют по ступеням развития общества при сравнении традиционных и современных обществ и т.п. В первобытную эпоху господствует циклическое время, в соответствии с которым происходит бесконечный круговорот событий в природе и обществе. Природные явления диктовали человеку представления о времени. Социальное время полностью копировало циклы смены года, движения планет и было жестко привязано к определенному времени года. «Круг» выступает как пространственное выражение времени. Современность осмысливалась как воспроизведение прошлых порядков. Неизменность социального пространства-времени трактовалась как соответствие жизни предков и закон жизни. Люди не замечали социальных изменений. По мере того как история приобретала быстроту своего развития и люди начали замечать происходящие изменения, модель социального движения по кругу меняется на три альтернативные модели социального времени: линейное (есть начало и конец); линейное восходящее (человечество неуклонно прогрессирует); линейное нисходящее время (человечество деградирует от мифического «золотого века»). Появляются представления о «стреле времени». Характерно, что так называемое «историческое время» охватывает приблизительно 6 тыс. лет, что как раз совпадает с переходом от первобытного общества к цивилизации. Одно из первых линейных представлений о времени привнесло христианское мировоззрение. Здесь уже есть начало (творение мира и человека), конец (второе пришествие Христа и Страшный суд) и время между началом и концом (человеческая история от Адама и Евы). С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, а вектор ожиданий развернулся в будущее. Будущее - один из трех (наряду с настоящим и прошлым) модусов времени, концептуальное содержание которого осмысливается через его отношение к вечности универсума и к историческому становлению социальной жизни и жизни индивида. «Стрела времени», как модельное представление социального времени, включает в себя следующие характеристики: 1) «стрела» представляется как бесконечная линия, исходящая, как правило, из прошлого через настоящее в будущее (эту стрелу можно помыслить и в обратном порядке: из будущего или из настоящего, однако эти взгляды являются не общераспространенными); 2) время рассматривается как необратимая последовательность: все приходит и уходит в этом мире (временное - временное, т.е. преходящее); 3) «стрела времени», как модель, имеет свою структуру (прошлое, настоящее, будущее); Таким образом, социальное время существует в неразрывном единстве с социальным пространством (социальный хронотоп). Социальное пространство и социальное время развиваются в единстве, но неравномерно. Например, в первобытном обществе господствует пространство, а в Новое время на первое место в их взаимосвязи выдвигается время (как отражение убыстряющегося хода истории). Пространство теряет многие свои социальные характеристики и становится абстрактным, а в механике И. Ньютона даже отделяется от времени. В применении к социальному пространству-времени можно говорить о «социальной материи» (социальные институты, социальные организации, социальные связи и т.п.), «социальном движении» (эволюция и революции и т.д.), «социальном пространстве» (социальная структура общества, взаимосвязь природы и общества и т.п.).
|
|