Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5. Отклонение и разнообразие

  Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.
  Разнообразие, как социологическая категория. подразумевает такую совокупность социальных действий, которая не расчленяется по критериям нормы и отклонения на две противоположные группы, а рассматривается на одном континууме. Иными словами, разнообразие предполагает, что главным при оценке человеческих поступков служит культурный релятивизм, а не абсолютные этические нормы либо идеологические требования.
  Как показывает история, борьба с разнообразием нерезультативна: через какое-то время отклонения возрождаются и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.
  Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени поведение гениев и злодеев, очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих и богачей. Причина: резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
  В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.
  Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей немалую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.
  При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступка, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных для этого местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.
  Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой — поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.
  С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
  Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
  Появление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения в обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительные изменения.
  Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Литература

  Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997.
  Вроно Е. Несчастливые дети - трудные родители. - М., 1997.
  Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. № 2. 1992.
  Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург, 1998.
  Моисеев Н. Мегаполисы // Свободная мысль. № 3. 1997.
  Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
  Смелзер Н. Социология. - М., 1989.
  Социальные отклонения. - М., 1989.
  Социология молодежи. - М., 1996.
  Фролов С.С. Социология: учебник. - М., 1998.
  Шибутани Т. Социальная психология. - М., 2000.
  Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.

Контрольные вопросы и проблемные задания

  1. Оцените возможности применения способов социального контроля:
  а) в малой группе с неформальными межличностными отношениями;
  б) в организации, где существуют формальные и неформальные отношения;
  в) в большой социальной группе (каста, социальный слой, класс).
  2. В чем состоит основное отличие психологического подхода к изучению социальных отклонений от всех других подходов?
  3. Как можно оценить индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения доминирующей культуры и субкультуры?
  4. В чем состоит основная концепция теории «навешивания ярлыков» и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида первичное и вторичное отклонения?
  5. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем причина появления такого рода отклонений?
  6. Как можно сформулировать основную концепцию теорий «физических типов» и психоаналитических теорий? В чем их основные различия? Кто является основоположниками этих теорий?
  7. Какова роль процесса социализации личности в построении социологических теорий социальных отклонений? Каким образом осуществляется влияние социальных институтов на отклоняющееся поведение личностей?
  8. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?
  9. На чем основана типология отклоняющейся личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения?

Тест

  1. К негативным проявлениям отклоняющегося поведения относятся:
  а) проявление инициативы
  б) алкоголизм
  в) чудачество
  г) эксцентричность
  2. Что является примером нравственной оценки деятельности?
  а) администрация объявляет благодарность рабочему
  б) суд обвиняет молодого человека в хулиганстве
  в) учитель хвалит ученика за помощь товарищу
  г) декан объявляет выговор студенту за пропуски
  3. Верны ли следующие суждения:
  а) отклоняющееся поведение никогда не имеет положительного характера, ведет только к отрицательным последствиям, тормозит общественный процесс
  б) отклоняющееся поведение может иметь негативные последствия и нанести ущерб общественной стабильности и безопасности
  1. Верно только А 3. Верно А и Б
  2. Верно только Б 4.Оба суждения неверны
  4. Для всех социальных норм характерен признак:
  а) регулятор общественных отношений
  б) обеспечивается принудительной силой государства
  в) обязательное правило поведения
  г) имеет официальную форму выражения
  5. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится:
  а) пьянство
  б) волокита
  в) преступность
  г) эксцентричность
  6. Процесс усвоения человеком социальных норм называется:
  а) адаптация
  б) индивидуализация
  в) социализация
  7. Социальные нормы - это правила поведения, регулирующее отношение человека к ...
  а) природе
  б) здоровью
  в) технике
  г) другим людям
  8. Выберите правильные суждения:
  а) за нарушение определенных социальных норм следует мягкое наказание
  б) за нарушение определенных социальных норм следует жесткая санкция
  в) социальные нормы прибывают в неизменности
  1. Верно А 3. Верно А и Б
  2. Верно Б 4. Верно Б и В
  9. Социальным нормам не свойственна функция:
  а) регулятора социализации личности
  б) интеграции индивидов в группы
  в) координации работы правоохранительных органов
  г) эталона поведения индивида в обществе
  10. Что из перечисленного является примером социальной нормы:
  а) предупреждение: курение опасно для здоровья
  б) рецепт: принимать лекарство по 1 табл. 3 раза в день
  в) моральная заповедь: не убий!
  г) право потребителя вернуть товар с дефектом
  11. Социальная норма, выражающая представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, реализация которой обеспечивается внутренним убеждением людей, есть норма:
  а) религиозная
  б) правовая
  в) моральная
  г) политическая


 
© www.txtb.ru