Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.1. Инновационные элементы организации обучения безработных

  Социальные стратегии, сформированные в условиях государственного регулирования индивидуальной занятости, не обеспечивают сегодня необходимого уровня социальной адаптивности и профессиональной конкурентоспособности многих социальных групп. Наряду с радикальными изменениями условий осуществления профессиональной деятельности, это определяет проблемный характер включения человека в сферу труда. Главным же фактором, детерминирующим трудовое поведение, становится негарантированный характер занятости. Это приводит к необходимости расширения комплексных адаптирующих и ориентирующих мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала и социальной компетентности населения, на выработку новых стратегий социального и профессионального поведения. Адаптивность системы профессиональной переподготовки должна обеспечиваться на следующих уровнях:
  - ориентация на повышение качества работника, совершенствование не только его профессиональных качеств, но и его социальной компетентности, способности к профессиональной и социальной мобильности;
  - переход от периодической профессиональной переподготовки к разработке и реализации долгосрочных программ профессионального развития в течение всей трудовой жизни;
  - существенное расширение направлений и квалификационных уровней подготовки;
  - усиление направленности на закрепление полученных теоретических знаний навыками практической работы;
  - психологическое сопровождение профессиональной подготовки и переподготовки;
  - повышение уровня профессионализма работников учебных заведений;
  - внедрение современных учебных технологий на основе компьютерных и информационных систем.
  Однако безработные - это в большинстве своем люди, уже имеющие профессию, специальность в какой-либо области производства, поэтому не каждый безработный смотрит на переобучение как на средство трудоустройства, это обусловлено целым рядом бытовых и психологических проблем, связанных со всей историей жизни и профессионального становления человека. Дело в том, что профессиональная мотивация как отношение к профессии складывается в течение значительного промежутка производственной или профессиональной жизни человека и укрепляется по мере возрастания его профессионального мастерства. Соглашаясь на переподготовку, овладение новой для себя профессией, далеко не все безработные думают о том, будут ли они в результате обучения более мобильными, гибкими; насколько у них разовьются ответственность, отзывчивость, новаторство. Российских безработных, во всяком случае большинство из них, волнует, в какой мере новая профессия обеспечит ему высокий заработок - 38,9 %, надежность и гарантию трудоустройства - 38,8 %, безопасность и отсутствие тяжелых физических нагрузок - 21,4 %.
  Эти признаки имеют настолько важное для безработного значение, что 30,5 % из их числа не согласны пройти переобучение (или обучение новой профессии), если им не гарантировано последующее трудоустройство. Лишь 14,9 % согласны в этом случае на обучение новой профессии. Сказанное не относится непосредственно к особенностям профессионального обучения взрослых. Скорее речь идет об особенностях будущих субъектов системы профессионального обучения и переобучения. На наш взгляд, это очень интересные и важные данные, поскольку именно они во многом обусловливают и формируют особенности (специфику) профессионального обучения взрослых в России, равно как и в странах СНГ.
  Таким образом, особенности российских безработных как субъектов профессионального образования взрослых состоят в следующем:
  - абсолютная озабоченность проблемой выживания, которая в их сознании ассоциируется с высоким заработком и гарантией трудоустройства;
  - ореол исключительности, придаваемый большинством своей профессии, с которой найти другую работу очень трудно;
  - ориентация не на размер дохода, а на гарантию его получения;
  - высокий уровень привязанности к своей профессии, удовлетворенности ею.
  В свете данных особенностей проектирование целей профессионального обучения приобретает столь же прагматический, сугубо утилитарный характер. И это понятно, поскольку жизненная ситуация безработного такова, что он кроме цели выживания, обеспечения семьи не может ставить себе другие цели. Даже то, что безработные ориентируются достаточно часто на профессии, не требующие тяжелых физических условий, можно рассматривать только в связи с тем, что они ассоциируются с крайне низкой квалификацией. Каждый четвертый ориентируется в перспективе трудоустройства на свой высокий образовательный статус. Эту особенность российских безработных следует учитывать в процессе организации их переобучения, обучения в системе профессиональной подготовки и переподготовки. Это тем более важно, что деятельность специалистов, имеющих дипломы о высшем или среднем специальном образовании по рабочим профессиям, не является для нашей страны большой редкостью. Уже в середине 70-х годов по рабочим специальностям работало свыше одного миллиона человек, имеющих высшее образование. Работа инженера у станка объяснялась более высокой оплатой труда рабочего. В условиях безработицы и конкуренции на рынке труда усиливается потребность общества в трудоспособных, а самое главное - в конкурентоспособных работниках. По сути дела, именно это обстоятельство детерминирует основную суть направленности системы профессионального обучения и переобучения незанятого населения, в том числе и безработных.
  Конкурентоспособность - качество специалиста, предполагающее проявление целого набора адекватных свойств личности профессионала, способного не только выполнять свои профессионально-производственные функции, но и проявлять инициативу в плане социально-продуктивной профессиональной направленности. Взрослый человек рассматривает учебу как средство трудоустройства, и она не может стать его основной деятельностью в силу того, что для него первоочередными являются другие проблемы (дети, семья). У взрослого человека может быть больше ответственности в учебной деятельности, но меньше увлеченности ею. Все это налагает свой отпечаток на систему взаимоотношений, складывающихся в процессе обучения и переобучения взрослых.
  Кроме того, переобучение часто предполагает отрицание всего того профессионального опыта, которым обладает безработный, что не может не сказываться и на отношении к новому этапу в профессиональной подготовке. Поэтому работники образования должны в полной мере ориентироваться на имеющиеся у людей действительные знания и умения, принимая их за начальный пункт и центр своего подхода к обучению, смотреть на свою работу в широком культурном контексте социальной компетентности. В этом случае переподготовка становится не краткосрочным ответом на ситуацию, а является вопросом создания образовательных континуумов, не ограничиваться подходом, состоящим в переподготовке людей для того, чтобы взяться за определенную работу, а скорее улучшить их мотивацию и их реальные шансы применять свои знания и умения на рынке труда длительным образом, расширить компетенцию преподавателя, включая в нее социальные знания и умения, особенно способности видеть человека как активного субъекта с правом в полной мере пользоваться своим положением гражданина. Точно таким же образом они подходят к вопросу о форме обучения. Поскольку они безработные, времени у них достаточно. Именно по этой причине каждый третий выбрал дневную форму обучения (30,6 %). Для 10,3 % более всего подходит вечернее обучение, а для 8,3 % - заочное. Большинство же считают, и это вполне естественно, что учебное заведение должно быть близко к дому - 40,6 % или надеются на организацию других форм обучения: заочную, дистантную.
  Одним из основных объективных условий выбора новой профессии является социальное окружение человека, существующие в этом микросоциуме профессиональные предпочтения, ценностные ориентации. Но в условиях экстремальной ситуации, когда людей интересует только проблема выживания, трудоустройства, условия микросреды, социального окружения отходят на второй план. По данным ВЦИОМ 80 % опрошенных считают, что в последнее время люди стали больше бояться потерять работу, чем раньше. Это обстоятельство порождает определенную социальную напряженность, связанную с ухудшающейся ситуацией на рынке труда, с поиском виновных в этом ухудшении, с утратой жизненных перспектив.
  На сегодняшнем рынке труда конкурентоспособность работника поддерживается профессиональной компетентностью, широким социальным кругозором, гибкостью и пластичностью поведения и высоким уровнем индивидуальной активности в сфере труда. Социальная и профессиональная мобильность работника напрямую связана с уровнем его психологической готовности к деятельности в условиях конкуренции и нестабильности рынка труда.
  Опыт в организации профессионального обучения безработных и незанятого населения показывает, что развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и незанятого населения должно предполагать формирование двух подсистем:
  1. Подсистемы профориентационного и психологического обеспечения профессиональной подготовки для осуществления:
  - оценки профессиональной направленности обучаемого, рационального распределения по направлениям и уровням обучения;
  - оценки перспектив занятости по выбранной специальности и при существующем социально-психологическом потенциале;
  - профессионального отбора на профессии с высокой стоимостью обучения и профессии, предъявляющие повышенные требования к психологическим качествам;
  - специальной психологической поддержки обучаемых, имеющих низкий уровень активности или проявляющих признаки психического дисбаланса и социальной дезориентации;
  - организации специальных семинаров и учебных курсов, включаемых в учебный процесс, по формированию оптимальных стратегий поведения на рынке труда, социально-психологических предпосылок социальной и профессиональной активности и мобильности;
  2. Подсистемы социологического обеспечения организации и осуществления профессиональной подготовки для проведения:
  - исследований конъюнктуры рынка труда и прогнозирования перспектив занятости по профессиям;
  - исследований потребности незанятого населения в профессиональной подготовке по профессиям, обеспечивающим возможности осуществления предпринимательской деятельности и самозанятости;
  - оценки эффективности профессионального переобучения по критерию трудоустройства.
  Общеизвестно, что при более высоком уровне конкурентоспособности работник обладает большими возможностями на рынке труда. Определяя понятие конкурентоспособности в самом широком смысле, следует, видимо, иметь в виду не только высокий профессионализм, но и другие черты личности. Оценить конкурентоспособность личности не всегда возможно, поскольку уровень ее конкурентоспособности должен отражать конъюнктуру рынка труда. Анализ состояния предложения на рынке труда показывает, что качественный состав безработных достаточно высок и может быть достаточно конкурентоспособным при условии приближения номенклатуры спроса и предложения. Иными словами, при условии, если безработные, имеющие высокий общеобразовательный уровень, будут обладать профессией, пользующейся спросом. То есть процесс профессионального переобучения должен решать задачу вооружения конкурентоспособного в личностном плане человека конкурентоспособной профессией.
  Говоря о конкурентоспособности как определенной устойчивости человека на рынке труда, можно, на наш взгляд, выделить два пути ее формирования. Первый путь заключается в обучении человека нескольким узкопрофильным специальностям. Второй путь - организация профессиональной подготовки такого уровня и качества, при котором человек способен к самообучению и мобилен в профессиональном отношении. Это возможно при условии достаточно высокого уровня общего образования. Российские безработные, как уже было отмечено, отличаются высоким уровнем образования. Поэтому второй путь повышения конкурентоспособности в большей степени приемлем для наших условий.
  В силу этого со всей очевидностью встает вопрос об эффективности обучения и использовании в процессе профессиональной подготовки таких педагогических технологий, которые учитывали бы все перечисленные факторы и способствовали повышению качества обучения.
  В основу разработок и внедрения в практику профессионального обучения новых педагогических технологий положен личностно­ориентированный подход к обучающимся. Традиционные методы обучения не могут быть эффективными, необходимо изменить акценты и образовательный процесс строить с учетом индивидуальных запросов и возможностей обучаемых, из объекта обучения они должны стать субъектом деятельности.
  Термин «педагогическая технология», впервые появившийся в конце 60­х годов, в настоящее время становится все более употребляемым. Педагогическая технология отличается от метода, приема обучения тем, что представляет собой систему, в которой намечен определенный порядок действий по доведению исходного состояния предмета до такого, в котором этот предмет уже обладает новым качеством (качество знаний, показатели личности). Любое из определений понятия «технология» требует описания закономерностей формирования конечного продукта и преломления их в педагогическом процессе.
  При разработке и внедрении педагогической технологии следует детально анализировать каждый компонент ее составляющий:
  1) субъект - педагог, психолог, специалист, непосредственно реализующий технологию;
  2) объект - обучаемый (группа обучаемых), включенный в технологический процесс;
  3) цель - новое качество, формируемое посредством данной технологии;
  4) результат - показатель эффективности достижения цели;
  5) условия - управляемые факторы, влияющие на протекание технологических процессов;
  6) среда - совокупность внешних неизменяемых факторов;
  7) структура - функциональное единство всех составляющих педагогических технологий;
  8) процесс - динамическое единство всех технологических составляющих.
  При использовании различных педагогических технологий следует руководствоваться следующими принципами:
  1. Принципом личностного подхода, сущность которого заключается во включении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности.
  2. Принципом конкретизации системы действий, состоящем в детальном описании действий умственного и практического плана, использовании алгоритмов для формирования приемов умственной и практической деятельности.
  3. Принципом функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата, а также получение одних и тех же результатов разными педагогами, работающими с различным составом обучающихся.
  Условиями построения оптимальных педагогических технологий являются:
  - прогнозирование, педагогическое предвидение особенностей про-текания процесса обучения, строящееся на основе учета особенностей обучаемых и содержания обучения;
  - конструирование практической деятельности субъектов учебного процесса на основе теоретического представления о сущности педагогического процесса, принципах его организации, нормативных критериях оценки деятельности преподавателей и обучающихся.
  Несмотря на то, что проблема педагогических технологий еще недостаточно исследована и различные авторы по-своему трактуют сущность этого понятия, можно считать устоявшимся мнение о классификации педагогических технологий: информационных, компьютерных, игровых и модульного обучения.
  В последнее время заговорили о модульной технологии обучения . Однако указанное название этого вида педагогических технологий несколько односторонне раскрывает их суть. Речь идет о технологии контекстного обучения, основой которого является интеграция теории и практики. Эффективным средством интеграции теоретической и практической подготовки служит модульный подход к содержанию и организации учебных занятий, сущность которого заключается в раскрытии конкретной темы, части (раздела) учебной дисциплины и выработки в соответствии с ее теоретическим содержанием конкретных практических умений и навыков.
  Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:
  1) модульность;
  2) выделение из содержания обучения обособленных элементов;
  3) динамичность;
  4) действенность и оперативность знаний и их системы;
  5) гибкость;
  6) осознанная перспектива;
  7) разносторонность методического консультирования;
  8) паритетность.
  При организации модульного обучения важно иметь в виду педагогические правила, способствующие реализации вышеназванных принципов (см. Приложение, табл. 4).
  Особенно широкое распространение получило модульное обучение профессиям в ряде западных стран (США, ФРГ, Швеции, Нидерландах, Бельгии). Сущность названного обучения заключается в последовательном усвоении обучающимися отдельных модулей, представляющих собой разделение содержания учебной дисциплины на составные компоненты в соответствии с профессиональными и дидактическими задачами, и определении для каждого компонента оптимальных форм и методов обучения. При модульном обучении не существует жестко определенного времени, так как каждый обучающийся работает самостоятельно с предложенной ему индивидуальной программой и переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала, независимо от других.
  Принципиальное отличие модульного обучения от традиционного заключается в следующем:
  1. Содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методических рекомендаций по ее усвоению.
  2. В процессе усвоения модуля каждый обучающийся самостоятельно осознает степень достижения определенного уровня знаний, умений и навыков.
  3. В зависимости от индивидуального темпа работы обучающегося представляется возможным перераспределить время, отводимое на изучение данной дисциплины, по отдельным модулям.
  4. Границы модуля (при его разработке) конкретно определяются совокупностью теоретических знаний и практических навыков. По функциям его элементов можно выделить: материально-организационную базу занятий; содержание теоретических и практических занятий различных типов; определение тем и видов самостоятельной работы; наличие контрольных заданий, имеющих большую вариативность и учитывающих различный уровень знаний обучаемых; разработанные серии вопросов и профессиональных задач для коллоквиумов, консультаций-собеседований, организации самостоятельной работы; список необходимой и дополнительной литературы, методических пособий, рекомендаций, памяток. Все названные элементы взаимосвязаны и взаимодействуют, что определяет и логику учебного процесса, и логику профессиональной подготовки в целом.
  Модульное построение содержания образования используется как в профессиональном обучении, так и при изучении фундаментальных наук. Различие заключается в том, что в первом случае модули обучения могут быть достаточно автономными, а во втором случае они взаимосвязаны. В зависимости от объема учебного материала выделяются макромодули, включающие несколько модулей, которые, в свою очередь, могут включать микромодули или модульные единицы, представляющие собой логически возможное разделение действий работника в пределах конкретной профессии, «имеющие четкое начало и окончание, и которые не могут быть поделены на более мелкие элементы. Модульные единицы в пределах определенной профессии группируются в модули обучения» .
  Макромодули объединяются в учебные блоки, формирование которых может осуществляться на основе некоторой профессиональной задачи, отражающей цели обучения и профиль специалиста или его квалификационные характеристики.
  В профессиональном обучении построение учебного блока основано на том, что для ряда специализаций необходимо изучение одних и тех же дисциплин, составляющих «ядро» профессии.
  Так, например, организаторам малого бизнеса - менеджерам, независимо от их узкой специализации, от направления бизнеса, необходимо знание правовых норм организации и деятельности малых предприятий, основ менеджмента, бухгалтерского учета, налогообложения, банковских операций, маркетинга, вопросов сертификации продукции и защиты прав потребителей.
  Поэтому в базовый блок подготовки организаторов малого бизнеса - менеджеров, входят модули следующих дисциплин:
  1. Правовые вопросы организации малых предприятий;
  2. Организация производства товаров и услуг;
  3. Основы менеджмента;
  4. Основы маркетинга;
  5. Сертификация продукции и защита прав потребителя;
  6. Бухгалтерский учет;
  7. Налогообложение и банковские операции;
  8. Делопроизводство;
  9. Этика деловых отношений и психология отношений в бизнесе;
  10. Основы компьютерной грамотности.
  Дисциплины, определяющие специфику бизнеса, его направленность, включаются в макромодули, изучение которых осуществляется по выбору слушателей. В отдельных случаях вся подготовка менеджера сводится к усвоению знаний по базовому блоку. В макромодуль, определяющий направление специальной подготовки, включаются модули, связанные с менеджерской подготовкой. В базовый блок входит несколько макромодулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из ряда модулей. В содержательном плане каждый макромодуль ориентирован на изучение относительно самостоятельных учебных разделов одной из нескольких дисциплин.
  В практической работе содержание модуля реализуется в рамках так называемого технологического модуля - своеобразной «технологической карты» обучения.
  Технологический модуль содержит: аудиторные занятия, самостоятельную работу, тренировочный контроль, индивидуальное собеседование.
  В.Н.Нуждин предлагает следующую структуру технологического модуля обучения (см. Приложение, рис. 8.).
  Использование модульного подхода требует уточнения учебных планов и серьезных изменений в содержании и структуре учебных программ.
  Модульные программы и модули строятся в соответствии со следующими общими принципами:
  1) целевого назначения информационного материала;
  2) сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей;
  3) оптимальной передачи информационного и методического материала;
  4) полноты учебного материала в модуле;
  5) относительной самостоятельности элементов модуля;
  6) реализации обратной связи.
  Учебные программы в системе профессионального обучения могут строиться как программы двух типов: познавательного - для усвоения теоретических знаний и операционного - для обучения практическим умениям. Эти программы имеют специфику и отличаются не только содержанием, но и принципами, в соответствии с которыми они строятся.
  Модульная программа познавательного типа строится на основе следующих принципов:
  1) предметного подхода к построению содержания обучения;
  2) фундаментальности учебного содержания в модуле.
  Принцип предметного подхода к построению содержания обучения требует соответствия содержания модуля конкретному предмету или его части, охватывающей крупный раздел (тему курса).
  В соответствии с принципом фундаментальности учебного содержания в модулях познавательного типа особое внимание уделяется представлению базисных понятий, законов. Поэтому усвоение фундаментальных знаний должно отображаться в частных дидактических целях.
  Модульная программа операционного типа строится на следующих принципах:
  1) деятельностного подхода к формированию комплексной дидактической цели;
  2) функционального содержания обучения.
  В соответствии с первым принципом комплексной дидактической целью, определяющей структуру и содержание всей модульной программы, является подготовка и переподготовка и готовность человека к конкретной сфере профессиональной деятельности.
  Принцип функциональности содержания обучения обусловливает направленность интегрирующей дидактической цели на реализацию конкретной функции практической деятельности человека.
  Например, на основе квалификационной характеристики техника- технолога и с учетом должностных обязанностей была выявлена совокупность его профессиональных функций (см. Приложение, табл. 5. ).
  В настоящее время представляется целесообразным расширить операционный подход к конструированию информационного банка модульной программы, предусматривая осуществить с его помощью не только деятельностные, но и познавательные цели. Это объясняется тем, что наряду с развитием умений практической деятельности современный специалист должен обладать фундаментальными и профессиональными знаниями, позволяющими адаптироваться к новым, изменяющимся задачам и условиям труда.
  Инновационные педагогические технологии должны учитывать тончайшие нюансы в поведении и психологии безработных, особенно тех, кто имеет высокий уровень образования.
  Разумеется необходимо применять различные способы интеграции теоретической и практической подготовки, разрабатывать педагогические технологии, позволяющие осуществить переход от имитации творческого процесса и игровых ситуаций к реальному творчеству в процессе усвоения теоретических умений и ориентации на решение конкретных профессиональных задач.
  Среди множества видов педагогических технологий мы называли игровую технологию, призванную активизировать процесс переобучения взрослых и снять у них своеобразное психологическое состояние, которое можно назвать «синдромом школьника».
  Л.Г.Семушина оперирует понятием «типовая профессиональная задача», подразумевая под ней функцию специалиста . Такая задача (функция специалиста) не содержит конкретных данных, так как характерна для ряда однородных производств и в связи с этим не имеет конкретного решения.
  Система типовых профессиональных задач, решаемых человеком при осуществлении деятельности, составляет ее целостное содержание. Следовательно, целостное содержание профессиональной деятельности техника-технолога выражается в системе следующих задач :
  - разработка технологического процесса на изготовление простых деталей;
  - разработка технического задания на проектирование оборудования и оснастки;
  - разработка технологии контроля;
  - анализ причин брака и принятие мер по их устранению.
  Эту систему можно рассматривать в качестве комплексной цели подготовки техника-технолога.
  Разумеется, новые педагогические технологии не исчерпываются лишь инновационным подходом к разработке программ обучения. На наш взгляд, они включают гораздо более широкий круг проблем и предполагают в основе своей создание целостной системы профессиональной подготовки, позволяющей устранять дисфункциональные явления, порождаемые:
  - несоответствием объемов и профилей подготовки требованиям рынка труда;
  - неадекватностью содержания и уровня даваемого образования требованиям рынка труда;
  - отсутствием прогноза тенденций на рынке труда и, как следствие, несоответствием профориентационной работы;
  - нерегулируемостью рынка труда;
  - непрофессиональностью работы служб занятости с работодателями;
  - отсутствием прогнозов в перепрофилировании производства и отсюда - отсутствием опережающего переобучения, что приводит к выбросу рабочей силы.
  Система профессионального обучения и переподготовки может стать одним из средств, устраняющих часть этих явлений, а встроенность инновационных педагогических технологий в эту систему в состоянии дать положительный эффект.
  Как показывают исследования, в качестве такой локальной системы профессионального обучения и переподготовки может быть рассмотрен учебный центр службы занятости как учебное заведение, реализующее задачи службы занятости и учитывающее специфику этого направления социальной политики.
  Учебный центр службы занятости обеспечивает многопрофильность подготовки и переобучения безработных с учетом их индивидуально­психологических особенностей и социальных ориентаций, позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность подготовленного специалиста на рынке труда и минимизировать негативные социальные последствия пребывания человека в статусе безработного.
  Для решения указанных задач учебный центр должен быть встроен в структуру службы занятости, учитывая постоянно изменяющуюся конъюнктуру на рынке труда и иметь обратную связь о результатах своей работы. Межрегиональный учебный центр службы занятости по своей структуре значительно отличается от других учебных заведений, поскольку в нем сосредоточены не только учебные, но и научно-исследовательские подразделения, позволяющие управлять занятостью хотя бы в плане реагирования на колебания состояния рынка труда и изменения в составе безработных. Кроме того, с учетом складывающихся рыночных отношений и особенностей безработных, такой центр в значительной степени ориентирован на работу с различными категориями незанятого населения.
  Отличительной особенностью такого центра является то, что он осуществляет подготовку социальных работников службы занятости, имея в своей структуре факультет, на котором обучаются работники службы занятости. При этом подготовка осуществляется по трем специализациям, отражающим все направления работы службы занятости: организация службы занятости, профконсультирование и организация профессионального обучения. Наличие соответствующих кафедр позволяет осуществлять тесную связь как с основными подразделениями Научного парка, так и с факультетом подготовки кадров, ведущим непосредственно учебную работу с безработными.
  Можно сделать следующие выводы. Инновационные педагогические технологии позволяют повышать конкурентоспособность безработных на рынке труда, способствуя повышению их профессиональной мобильности. Демократическое общение в учебном процессе помогает снять дискомфорт, синдром беспомощности у обучающихся, оказать им психологическую поддержку. Это достигается в результате использования игровых технологий, ставящих слушателя в активную позицию, модульного обучения, позволяющего ощущать свое продвижение в обучении и сжать сроки обучения. Личностно-ориентированный подход к обучающимся лежит в основе внедрения в практику профессионального обучения новых педагогических технологий. Построение образовательного процесса необходимо проводить с учетом индивидуальных запросов и возможностей обучаемых.


 
© www.txtb.ru