|
3.4. Организация учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо учитывать, что безработные и незанятые люди разного возраста, образования, профессиональной подготовки, физического и психологического состояния, имеющие разный жизненный опыт, а также экономические предпосылки, необходимо выделить несколько групп, для которых необходимо разработать и предлагать различные курсы формы и методы обучения. 1 группа - лица 16-25 лет, имеющие хорошую теоретическую базу, профессиональное или высшее образование, но не имеющие опыта работы (выпускники школ не поступившие в учебные заведения, окончившие ПТУ, техникумы, вузы). 2 группа - безработные и незанятое население в возрасте свыше 25 лет, имеющие определенные профессиональные навыки, направленные на обучение работодателем, службой занятости или поступившие самостоятельно на обучение, ориентированные для работы государственных или смешанных предприятиях. 3 группа - граждане, стремящиеся открыть собственное дело (предприниматели малых и средних фирм, фермеры), и граждане, готовящие себя к самозанятости. 4 группа - граждане, чье состояние здоровья не позволяет найти работу на общем открытом рынке труда, граждане с ограниченной трудоспособностью. При гибкой системе организации учебного процесса выделяют очную, заочную, вечернюю, дистантную формы профессиональной подготовки. Целью профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и незанятого населения является установление баланса между спросом и предложением на рынке труда, снижение уровня безработицы. При организации профессионального обучения безработных и незанятого населения необходимо учитывать, что профессиональная подготовка: - является одной из активных форм социальной защиты населения, повышения конкурентоспособности на рынке труда; - должна способствовать активизации познавательных потребностей в обучении и формировать потребность в выполнении профессиональных функций на базе полученных знаний, умений и навыков. Подчеркнем, что с целью повышения устойчивости в сложных ситуациях в личности каждого человека необходимо развивать: - направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности в относительно независимых ситуациях; - способности как психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков; - волю как саморегуляцию поведения человека, управление практической деятельностью; - чувства как отношение субъекта к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности с присущими ему потребностями и др. Безработные как субъекты обучения имеют свои особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, что важно учитывать в процессе преподавания. При организации обучения необходимо обращать внимание на полученное ранее образование и профессиональный опыт. Часто в группе слушателей, получающих одну специальность, оказываются люди с различным социальным (бывшие военнослужащие, беженцы и переселенцы, слабозащищенные категории населения), образовательным (среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование), профессиональным (рабочий, служащий, инженер, руководитель) статусом, сложившимися отношениями к коллективу, привычками, стереотипами. Не изучив статусный состав групп, даже квалифицированный преподаватель сталкивается при проведении занятий с такими проявлениями, как слабая активность, неразвитость волевых черт, отсутствие целеустремленности, заниженная самооценка. Все это детерминирует развитие деструктивных процессов при обучении, выражающихся в формировании психологической неустойчивости слушателей и даже негативного отношения к переобучению, в том числе и в перспективе. Таким образом, одним из факторов повышения эффективности профессионального обучения безработных в рамках одной группы является учет их индивидуальных особенностей как субъектов обучения. В качестве таких особенностей можно выделить: различный профессиональный статус, а также уровень профессиональной подготовленности и образования, разновозрастность группы, особенности целевых ожиданий. Все это делает особенно актуальной проблему мотивирования слушателей. Решению данной проблемы может способствовать организация дополнительных занятий или консультаций, увеличение объема практических занятий для отдельных слушателей, применение интерактивных методов обучения (мозговой штурм, имитационные и ролевые игры, тематические семинары). Для всех слушателей группы порой трудно найти общее время проведения подготовки в силу социального положения или удаленности от учебного заведения, что предъявляет определенные требования к адаптивным возможностям системы переобучения. При организации учебного процесса целесообразно составлять графики и планы обучения с учетом желаний слушателей, предусмотреть и решить вопросы проживания и питания. При обучении взрослых безработных внимание должно акцентироваться на приобретении прежде всего профессиональных навыков, в связи с чем его необходимо проводить по более интенсивной программе, с весомой долей самостоятельной работы слушателей под руководством преподавателя. Центральным направлением развития системы обучения взрослых является непрерывность в обучении, или принцип постоянного обучения. Это означает систематическое повышение уровня обучения, обновление содержания образования, использование дифференцированного подхода, развитие системы экзаменов по специальности. Необходимо, чтобы учащиеся могли сдавать экзамены экстерном, путем показа работ, сдачи практических учебных работ и теоретического курса. Желательно, чтобы к показательным экзаменам по несложным профессиям допускались граждане независимо от того, каким образом приобретена квалификация: путем занятий на курсах, самообразования или каким-либо иным способом. Следующей характеристикой образования для незанятого населения является многообразие обучения. Под многообразием обучения подразумевается спланированная цельность, в которой объединяются очное и заочное обучение в образовательном учреждении, а также самостоятельная работа, предусматривающая руководство преподавателя и организацию консультаций. Следует учитывать, что в процессе учебных занятий с безработными чтение традиционных лекций, предусматривающих информационную одностороннюю передачу знаний преподавателем, позволяет обучающимся как пассивным слушателям осваивать в среднем 2030 % материала. В связи с этим необходимо работать в системе развивающего обучения, в рамках которой используются разнообразные методы и формы обучения: лекции-диспуты, деловые игры, круглые столы, групповое обсуждение, семинары, лабораторно-практические занятия. Естественно, что организация обучения с использованием различных активных форм и методов обучения не только способствует повышению интереса к знаниям, стремлению к их совершенствованию, но и требует от преподавателя высокого профессионализма. Независимо от возраста, образования, профессионального и жизненного опыта безработного можно выделить основную особенность обучения взрослых - построение занятия на принципах демократического общения. Используя демократический стиль общения, преподаватель в начале лекции и по ходу ее ставит перед слушателями вопросы, которые предназначены не столько для контроля, сколько для выяснения мнений и уровня знаний слушателя по рассматриваемой проблеме, степени его готовности к восприятию излагаемого материала. В процессе занятия, обращаясь к опыту и знаниям слушателей группы, преподаватель может привлекать их к коллективному исследованию той или иной проблемы, установлению закономерностей процесса, явления, комплекса требований. Интерпретируя, уточняя и дополняя внесенные предложения, преподаватель рассматривает их с теоретических позиций, систематизирует и предлагает слушателям материал как результат совместной деятельности. В качестве примера образовательного учреждения, которое проводит такое обучение, эффективное не только для подготовки безработных, но и предпринимателей малого бизнеса, можно назвать Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров в Нижнем Новгороде. Реализации принципа демократического общения способствует организация обучения в рамках модульного подхода, предусматривающего активное взаимодействие в процессе обучения на паритетных началах, индивидуальный подход к слушателям, развитие управления со стороны преподавателя и превращение его в самоуправление. Программы обучения, разрабатывающиеся по модульному принципу, учитывают возрастные особенности и базовое образование безработных, что позволяет сокращать сроки обучения и включать выпускников в трудовые отношения. Модульное обучение получило широкое распространение во многих странах Европы, в частности, в Швеции, Германии, Англии, Финляндии, Испании, Франции, а также в России. Принимая решение об обучении, безработный принимает предлагаемую службой занятости систему взаимных обязательств перед субъектами обучения. Работодатель выражает готовность принять гражданина на вакантное рабочее место при условии выполнения обязательств сторон. Учебное заведение берет обязательства выполнить весь социальный процесс связанный с обучением безработного, подготовку к конкуренции на рынке труда региона. Служба занятости выполняет (от имени государства) обязательства по обеспечению занятости конкретного гражданина путем его профессионального обучения. В процессе профессионального обучения служба занятости совместно с учебным заведением оказывает воздействие на следующие социальные отношения, процессы: - социальный статус безработного, его изменение; - формирование новой мотивации трудовой деятельности; - расширяет и изменяет сферу общения и жизнедеятельности; - развивает способность личности к социальной адаптации в новых условиях трудовой деятельности и др. Социально-психологические отношения между субъектами обучения имеют исключительно важное значение. В центре внимания стоит человек, потерявший работу и нуждающийся в помощи службы занятости. Стрессовое состояние, возникшее в связи с потерей работы, требует особого внимания к этому человеку, в первую очередь, со стороны работников службы занятости и педагогического коллектива учебного заведения. Правовые отношения отражают обязательства сторон в обеспечении права безработного на личную занятость, юридические нормы ответственности за их нарушение. Организационные отношения отражают содержание, последовательность форм и методов деятельности субъектов обеспечения по выполнению своих обязательств. Информационные отношения отражают содержание, объем информации, которую должны представить друг другу субъекты для реализации обучения конкретного безработного. Рассмотрим более подробно вопросы методики комплектования учебных групп. В процессе подготовки и переподготовки населения возможны следующие варианты комплектования учебных групп: - набор группы, дата начала занятий которой указывается заранее с некоторой долей риска; - набор группы по мере ее комплектования, сбор слушателей в соответствии с готовностью учебных программ, учебно-методичес-кого материала, педагогов; - набор группы по уровню образования или специальной подготовке; - комплектование учебной группы по заданной программе (по заявкам предприятий, фирм, компаний); - скользящий график подготовки - отсутствие постоянной группы подготовки, часть одной группы продолжает обучаться с вновь набранными слушателями; - принятие решения об индивидуальной форме обучения. Такой подход к комплектованию учебных групп и организации процесса обучения связан со следующими факторами: - недостаточная информированность о проводимых курсах как населения, так и работодателей; - неодинаковый образовательный уровень слушателей; - достаточно большая разница в возрасте; - наличие в группах слушателей с пониженной трудоспособностью и психологической установкой; - сравнительно короткие сроки обучения по достаточно сложным профессиям; - необходимость приобретения прочных теоретических знаний и устойчивых навыков по избранной профессии. Кроме того, в группах традиционно мужских профессий все чаще стали обучаться женщины (водители, сварщики, фермеры). По статусному положению во многих случаях учебные группы также не однородны и включают: учащихся после школы, ПТУ, техникумов, вузов, бывших военнослужащих и членов их семей, инженерно-технический состав предприятий, работников закрытых предприятий и фирм, безработных, иногда с длительным сроком незанятости. При этом разница в возрасте слушателей в группах достигает 30 и более лет (см. Приложение, табл. 2). Лицам старше 45-50 лет порой трудно даются знания, умения и навыки в освоении профессий. Сюда можно отнести как пользователей ЭВМ, бухгалтеров, юрисконсультов, с одной стороны, так и портных, парикмахеров и меховщиков - с другой. Наличие в учебных группах лиц с пониженной трудоспособностью носит неоднозначный характер. Такие слушатели, как правило, требуют к себе не только особого внимания, но и индивидуального подхода в обучении. Таким образом, мастер и преподаватель должны часть учебного времени тратить на занятия с таким слушателем, что сразу же сказывается на результатах обучения других слушателей. Поэтому нецелесообразно в одной группе иметь более одного или двух таких слушателей, а если есть возможность, то лучше организовать индивидуальное обучение. Короткие сроки обучения по отдельным профессиям при проведении практических занятий требуют от педагога или мастера производственного обучения сочетания показа и рассказа, а после выполнения самостоятельной работы - повторения ее до отработки необходимых навыков. Необходимо помнить, что приобретение устойчивого навыка по изучаемой профессии является одним из основных требований работодателей и помогает выпускникам быть более конкурентоспособными на рынке труда. В процессе проведения работы, связанной с комплектованием учебных групп, осуществляется корректировка учебных планов и программ. Содержание учебной программы уточняется с учетом пожеланий учащихся (слушателей), базового уровня теоретических знаний и опыта практических умений и навыков, а также требований работодателя. Свои пожелания высказываются обучаемыми во время индивидуального собеседования с ведущими преподавателями, профконсультантами и руководителями курсов. По наиболее сложным видам профессиональной подготовки, когда к учащимся предъявляются особые требования, например, высший или средне-специальный уровень образования, проводится анкетирование. Содержание учебного плана и программы зависит от формы организации обучения. Значительной корректировке подвергается типовая программа при индивидуальном обучении, когда от учащегося требуется максимум самостоятельности, а преподаватель выполняет роль преподавателя-консультанта. В этом случае со слушателями до начала занятий проводится согласование учебных планов и программ, режим обучения. Учебный план по профессиям, ориентированным на самозанятость, наряду со специальными модулями «Основы предпринимательской деятельности», включает обязательный по всем видам подготовки 8-12-часовой курс «Навыки эффективного поиска работы». Обучающие программы построены по модульному принципу. Учащиеся вправе выбирать то количество модулей, которые они в состоянии освоить и знание которых им помогут трудоустроиться. Например, программа подготовки специалистов в области бизнес-администрирования состоит из следующих модулей: - оператор-пользователь ПЭВМ - 130 часов; - секретарь-референт - 250 часов; - офис-менеджер - 320 часов; - преподаватель по бизнес-администрации - 506 часов. Такое построение программ позволяет учитывать особенности обучаемых, их умственные способности, при необходимости выявить и финансовые возможности слушателя при создании своего собственного дела. При комплектовании учебных групп и планировании курсов необходимо иметь в виду, что ни одно учебное заведение не имеет такого специфического контингента, как учебные центры службы занятости, к особенностям которого можно отнести: широкий возрастной спектр, различный образовательный уровень, повышенные мотивационные аспекты, определяющие их социальную и экономическую потребности, направленность обучения на престижные и высокооплачиваемые виды деятельности. Соответственно и учебный процесс имеет ряд особенностей: необходимость быстрого и гибкого реагирования на потребности рынка труда путем введения новых специальностей; оперативное обновление содержания обучения; оптимальные сроки обучения; жесткий отбор и структурирование учебного материала; ориентация на формирование у обучаемых навыков и умений, необходимых для успешной трудовой деятельности; высокая плотность подачи учебного материала; использование различных психологических приемов, обеспечивающих эффективность учебного процесса; разработка новых дидактических материалов; постоянный контроль результатов промежуточных этапов обучения. Учебные центры стремятся к тому, чтобы обучение по специальности либо повышение квалификации стали более эффективными, экономичными, целесообразными для слушателя, повышающими интеллектуальный уровень каждого обучаемого. Для решения поставленных задач обучения взрослого незанятого населения необходимо наличие соответствующим образом подготовленных педагогов-реализаторов профессионального обучения, повышения квалификации взрослого незанятого населения. Большинство преподавателей, привлекаемых к работе (например, в Поволжском межрегиональном центре), являются высококвалифицированными специалистами, многие прошли специализированную стажировку в России и за рубежом, имеют международные сертификаты. Из контингента слушателей следует выделить военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей, выпускников специальных учебных заведений, инвалидов, безработных женщин. Переподготовка офицеров запаса и членов их семей осуществляется, как правило, в местах их компактного проживания. С этой целью организуются временные учебные пункты, где проводится обучение жен и детей военнослужащих по профессиям, ориентированным на самозанятость. В Поволжском центре разработаны программы профессиональной переподготовки для молодых специалистов, выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Обязательными модулями являются: - информационные технологии; - бухучет и налогообложение; - трудовое и гражданское законодательство; - машинопись и делопроизводство; - менеджмент; - маркетинг. Требования рынка труда к выполняемым видам работ постоянно повышаются, прежде всего, в необходимости навыков пользователя компьютера. Слушателям предлагается целый комплекс обучающих компьютерных программ для специалистов (инженера-механика, юриста, агронома, архитектора). Курс «Информационные технологии» нашел широкое применение в программах профессионального обучения, например, для закройщиков - при компьютерном раскрое ткани, парикмахеров - при компьютерном подборе причесок и маникюра, бухгалтеров - при использовании компьютерных программ бухучета «1С», «Инфобухгалтер», «GAAR». При подборе бухгалтеров для работы в инофирмах и СП учитываются знания международной системы бухгалтерского учета. Изучение системы западного бухучета осуществляется одновременно с российской системой путем сравнения, это делает процесс усвоения материала весьма эффективным. Для переподготовки военнослужащих и безработных, проживающих в районных центрах, и специалистов сельского хозяйства по российско- британской программе «Навыки менеджмента в области бизнеса»,по специальностям: «Менеджер в сельском хозяйстве», «Финансовый менеджер», «Юрисконсульт» - разрабатываются учебно-методические материалы для организации дистанционного обучения. Безработные женщины, наряду с вышеперечисленными специальностями, обучаются профессиям с ориентацией на самозанятость и развитием индивидуальной трудовой деятельности. Безусловно, каждый слушатель имеет право на получение консалтинговых услуг по любому интересующему вопросу в период обучения и после его окончания. При осуществлении профессиональной подготовки инвалидов требуются особые методики обучения и индивидуальный подход к каждому обучаемому. Адаптированные программы обучения глухонемых, например, по профессиям плотник-столяр, автослесарь, ведутся с привлечением сурдопереводчика. Обучение инвалидов требует дополнительного обеспечения учебных мест, а часто и самостоятельной учебнопроизводственной базы и специально подготовленных инструкторов производственного обучения. По индивидуальным программам инвалиды также обучаются работе и на компьютерах. В целях оказания помощи молодежи в правильном выборе профессии и успешном вхождении в рынок рабочей силы по окончании среднеобразовательной школы необходимо внедрение системы начального профессионального образования в общеобразовательных школах. Учащиеся 9-11-х классов могут освоить любую из выбранных профессий (см. Приложение, табл. 3). Но для этого необходимо более широкое сотрудничество по этим направлениям с образовательными школами. Резкое увеличение безработицы на селе, изменение сельскохозяйственных технологий, новые организационные формы требуют не только совершенствования учебной и информационной базы для обеспечения сельских товаропроизводителей образовательными и информационными услугами, но и организации нетрадиционных форм, методов обучения и комплектования учебных групп, что безусловно, важно не только в связи с приходом на село новых людей, но и внедрением новых экономических подходов. Наличие в учебных группах слушателей разного возраста, разного уровня образования, жизненного и практического опыта, а также в зависимости от направления подготовки, организации форм и методов обучения могут быть применены и различные формы и методы проведения экзаменов как традиционные, так и нетрадиционные. К ним следует отнести: - традиционная форма - по билету; - отчет по разработанному реферату, бизнес-плану; - отчет о деятельности (создании) малого предприятия или участка самозанятости; - деловая игра с контролем готовности к самостоятельной деятельности; - представление образцов изделия, макета, прически и т. д. или показ их изготовления; - экзамен непосредственно на рабочем месте; - защита своей теории (идеи, практики, деятельности) перед экзаменационной комиссией; - комплексный экзамен по двум-трем специальностям. При нетрадиционных методах и формах проведения экзамена в его теоретической и практической части используются различные варианты. Так, например, по направлениям предпринимательства (менеджер, предприниматель малого бизнеса, бухгалтер) в теоретической части возможны отчеты о деятельности малого предприятия, бизнес-план или программа деятельности. Возможен экзамен в виде деловой игры в составе учебной или управленческой группы (руководитель, бухгалтер-экономист), в том числе с участием группы, которая имитирует ситуацию. Можно предоставлять отчет по заранее разработанному реферату или бизнес-плану, что предполагает постановку задачи ведущим преподавателем, подготовку слушателя и предварительный контроль результатов этой работы педагогом. Отчет о деятельности малого предприятия или участка самозанятости выполняется, как правило, на курсах руководителей (менеджеров) малых и средних предприятий. Возможно рассмотрение более подробно одного из вопросов деятельности (организации) малого предприятия в соответствии с заданием руководителя (ведущего педагога). Деловая игра как форма проведения экзамена может проводиться в нескольких вариантах: Вариант № 1. Деловая игра, в которой принимает участие вся учебная группа в одной роли, например, руководителя малого предприятия. Вариант № 2. В деловой игре участвуют руководитель, экономист, бухгалтер, секретарь-референт, главный специалист предприятия из групп, обучаемых в учебном центре. Вариант № 3. Все слушатели учебной группы (или какая-то часть) выступает в различных должностях организованного предприятия, данные о котором даются при постановке задачи. Вариант № 4. Использование группы, имитирующей конкурирующую фирму в процессе деловой игры и в целом осуществляющей «подыгрыш». Представление образцов изделий, макета, прически или показ его изготовления непосредственно перед экзаменами широко практикуется у портных, закройщиков, мастеров машинного вязания и меховщиков. Экзамен непосредственно на рабочем месте практикуется у парикмахеров или же совмещается с другими формами экзамена, здесь представляемыми. Защита своей идеи, теории, решения перед экзаменаторами может выполняться бухгалтерами-операто-рами АСБУ, юрисконсультами, офис-менеджерами. Предполагается постановка какой-то задачи в виде документов и на основе оценки, изучения и расчетов принятие решения и доклад его экзаменаторам. Одной из главных особенностей переподготовки взрослого населения является постоянная обратная связь с ним, так как, не имея от взрослого полной информации, нельзя четко разработать учебный план и программу (сравните: в школе она была одинаковой для каждых классов любой школы), сложно довести ее до конца обучения и в дальнейшем трудно корректировать. Обратная связь с обучаемыми предполагается на этапах подготовки к обучению в процессе обучения и после его окончания. Рассмотрим этапы обратной связи: 1 этап - до начала обучения. Исходя из уровня теоретической подготовки и практических навыков обучаемых корректируется учебный план и затем учебная программа, что позволяет сократить время на ненужное повторение материала для практической работы. Корректировка возможна по объему часов в целом, по разделам, по содержанию разделов и тем. 2 этап - в начале обучения. Работа организатора обучения на этом этапе состоит в том, чтобы быстро отреагировать на первые результаты в переобучении, при возможности откорректировать учебную программу, заменить педагогов, провести индивидуальные дополнительные занятия с отдельными слушателями, изменить виды и формы занятий. 3 этап - основной отрезок процесса обучения. Организатор обучения регулирует соотношение практических занятий и теоретической подготовки, осуществляемое, как правило, методом контроля занятий, в беседах со слушателями и преподавателями. Учитывая скоротечность курсов, невозможность полной заблаговременной проверки преподавателя до начала занятий, возможны дополнительные занятия со всей группой по темам или разделам уже изученным. При этом возможен вариант замены преподавателя и формы проведения занятий. 4 этап - после окончания обучения. Здесь возможны различные варианты взаимодействия с выпускниками: - получение отзыва о результатах учебы на курсах по итогам 3-4-х месяцев работы на определенной должности или организации своего дела; - приглашение выпускника на экзамены в группу по его профилю работы (учебы); - связь с выпускником по вопросу трудоустройства слушателей позднего выпуска. В системе контроля качества проведения занятий остановимся только на одном из нетрадиционных методов, а именно: обсуждение результатов учебы с учащимися данной учебной группы. Следует иметь в виду, что информация слушателей не должна заставлять принимать немедленно решение, но должна заставить применить другие формы и методы контроля. В целом до 70 % информации слушателей имеют основание и оправдываются. Только проверив результаты опроса слушателей другими видами контроля, можно судить о качестве проведения занятий, принимать решение по учебному процессу. Информация слушателей о результатах обучения может быть устной, но в отдельных случаях возможно их анкетирование. Одним из мероприятий для оценки курса является проведение анкетирования с целью получения информации о качестве проведения занятий, учебном плане и программе, методических материалах. Вопросы могут быть детализированы в соответствии с профилем обучения группы, сроков обучения, программы. Приведем пример анкетирования выпускников Поволжского межрегионального учебного центра по специальности «Бухгалтер-оператор АСБУ». Среди опрошенных выпускников большинство (41 %) выбрали специальность бухгалтер-оператор самостоятельно, 36 % - по совету друзей, по предложению работников служб занятости пошли учиться 23,5 %. Большая часть опрошенных (84 %) считает, что профессия бухгалтера- оператора пользуется спросом на рынке труда и, следовательно, легче найти работу. Лишь 8 % выбрали эту специальность для организации своего дела. Основная часть выпускников (62 %) удовлетворена, за небольшим исключением, полученными знаниями. Высказываются пожелания увеличить количество часов по следующим предметам: основы компьютерной техники - практические занятия на компьютере по бухгалтерским программам «Инфо-бухгалтер»; бухгалтерский учет в торговле; банковские операции. Вероятно, не хватает практических навыков для освоения этой специальности. При этом отмечается достаточно высокий уровень полученных знаний по всем предметам: 1. Бухгалтерский учет - 83 %; 2. Банковские операции - 83 %; 3. Анализ финансового состояния - 78 %; 4. Налогообложение - 83 %; 5. Основы компьютерной техники - 83 %; 6. Машинопись и делопроизводство - 83 %; 7. Правовые основы предпринимательства - 72 %; 8. Этика деловых отношений - 61 %. Большинство выпускников (58 %) хотели бы устроиться на работу в частное предприятие (фирму), 37 % - пойти работать на государственное предприятие. Тревожит факт, что только 18 % нашли себе работу, а 70 % работы не имеют, но ищут. Вероятно, большинство опрошенных выпускников считают эту специальность скорее престижной, чем конкурентоспособной.
|
|