|
1. Сущность и генезис государства
Государство - основной институт политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытнообщинного строя. Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как: • развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль; • возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношения; • потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приумножения территории, собственности и т. п.; • потребность общества в упорядочении брачных отношений; • социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сменили государства национальные. В истории общественной мысли сложились следующие подходы к вопросу о происхождении государства. Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для античности и средневековья. Договорная концепция, развивавшаяся Т.Гоббсом, Дж.Локком и Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Теория завоевания, созданная в XIX веке Л.Гумпловичем, объясняла возникновение государства завоеванием одних групп другими. Социально-экономическая концепция происхождения государства восходит к Платону, который видел истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. Наиболее развитый вид эти идеи приобрели в марксизме, объяснявшем возникновение государства социальной и имущественной дифференциацией, общественным разделением труда и потребностью экономически господствующего класса обеспечить политическое господство. Государство имеет следующие отличительные признаки: • суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних делах; • наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат); • монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы безопасности, суд); • монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; • монопольное право на взимание налогов и формирование общенационального бюджета. Основными атрибутами государства являются территория, население и публичная власть. Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Население - это совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. Наконец, публичная власть - это органы, выполняющие функцию управления. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: • функции защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; • хозяйственно-организаторская функция, регулирование экономики; • культурно-воспитательная функция. Внешние функции - оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда. Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают влияние на внутренние функции. Для осуществления этих функций государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы: • органы законодательной власти, получающие легитимацию в результате выборов. Это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления; • исполнительно-распорядительные органы, которые непосредственно управляют государственными делами. Это правительство и местные органы исполнительной власти; • наконец, органы судебной власти, прокуратуры, охраны общественного порядка и безопасности, вооруженные силы. Современные государства функционируют на основе конституций, фиксирующих минимум общественного согласия, необходимый для совместной жизни граждан. Этот документ придает государству необходимую легитимность. В современном мире лишь несколько государств не имеют конституционных сводов законов - Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман. В зависимости от характера устройства и обеспечения прав человека в развитии государства выделяют два глобальных этапа - традиционный и конституционный. Традиционные государства возникали и существовали преимущественно на основе обычаев. Власть над подданными в них институционально не ограничивалась, а граждане не были равноправны. Традиционные государства - это прежде всего монархии. Для конституционного этапа в развитии государства характерны юридическая очерченность его полномочий и наличие институциональных гарантий прав человека. Наряду с этими глобальными этапами существуют и смешанные стадии, сочетающие черты традиционных и конституционных государств. Это прежде всего тоталитарная государственность. Конституционный этап связан с появлением первых конституций, явившихся результатом Великой Французской революции и войны Соединенных Штатов за независимость. Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство. Идею господства права и верховенства закона в жизни общества высказывали античные мыслители Платон, Аристотель и Цицерон. «Закон должен властвовать над всем»,- утверждал Аристотель. Теория правового государства в основных чертах сложилась в XVII-XIX веках в работах Д.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона, И.Канта и других теоретиков либерализма. Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов К.Т.Вельнера, Р.Молля и других. Основные положения правовой государственности впервые были заявлены в Конституции США 1787 года и Конституции Франции 1789 года. Современная модель правового государства характеризуется: • всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина; • верховенством закона; • соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года; • взаимной ответственностью государства и личности; • разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»; • законопослушанием граждан; • действием в обществе демократических принципов. Важнейший принцип: «Разрешено все, что не запрещено». Формирование правовой государственности стало возможным в результате вызревания гражданского общества как совокупности относительно независимых от государства институтов и отношений между гражданами, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Практическая реализация принципов правового государства, особенно в области социально-экономических прав и свобод, предполагает проведение активной социальной политики. Поэтому правовое государство получило название «социального государства» . Современное социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, соучастие в управлении производством, а в идеале - равенство жизненных шансов и возможностей для самореализации личности. Это достигается путем перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования и здравоохранения. Развитое государство представляет собой структуру, управляемую различными центрами влияния. Оно тем устойчивее, чем сбалансированнее в нем распределение власти. В современных условиях государство не только выражает интересы различных социальных групп, но и является относительно автономной силой. Это связано прежде всего с возрастанием его хозяйственной функции и прямым вмешательством в экономику, посредничеством в урегулировании социальных противоречий, стабилизирующей ролью в кризисные и переходные периоды. Действие названных факторов порождает особые государственные интересы, которые могут и не совпадать с притязаниями тех или иных группировок и организаций. Возможности государств в проведении независимой политики ограничивают процессы глобализации - интенсификация взаимодействия между членами мирового сообщества, прогрессирующая проницаемость межгосударственных границ, формирование единого и универсального социума и др. Часть государственных функций передается на наднациональный уровень (прежде всего транснациональным структурам, таким, как ТНК, или межгосударственным организациям - Международный Валютный Фонд, Международный Банк Реконструкции и Развития, Европейский Союз и др.). Другая часть традиционных межгосударственных полномочий передается на уровень территорий и регионов, которые также становятся субъектами политико-управленческой деятельности, обладающими определенным властным ресурсом. Однако и в условиях глобализации государство остается главным актором на национальном политическом поле. Особенно велико значение принимаемых им решений в трансформирующихся обществах, к которым принадлежит и Россия. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Ведущей является превращение государств в демократические правовые. Она отражена, в частности, в конституциях западных государств и Российской Федерации.
Важная тенденция - демократическое ограничение суверенитета государств, который перестает быть абсолютным, как это имело место, например, в ХIХ или даже в первой половине ХХ века, и носит относительный характер. Если раньше рекомендации мирового сообщества тому или иному государству расценивались как вмешательство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем (военных, экологических и пр.) требует определенного ограничения суверенитета. Скажем, требования одного государства к другому о недопущении выброса в атмосферу вредных веществ предприятиями или загрязнения рек промышленными стоками не могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела или покушение на суверенитет.
В функционировании современных государств взаимодействуют этатистская и деэтатистская тенденции. Первая - этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Оно с помощью налогов, инвестиций, кредитов стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в экономике, обеспечивает социальную стабильность. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии общественного развития. Вторая тенденция - деэтатистская - проявляется в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов, в децентрализации ряда государственных функций. С той или иной долей условности можно говорить о преобладании этой тенденции в демократических странах с рациональным типом политической культуры. В современных государствах действуют тенденции интеграции и дезинтеграции. Первая из них проявляется в создании экономических, политических и военных объединений, таких, например, как ЕС (Европейский Союз), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и др. В Европейском Союзе функционируют межгосударственные и наднациональные органы власти - Европарламент, Совет Европейского Союза (ранее Совет Министров), Еврокомиссия. Одновременно с процессами интеграции идут процессы распада государств, как это произошло с СССР, Чехословакией и Югославией. Тенденция к разделению государства на языковой основе проявляется в Канаде и Бельгии. Опыт развитых стран показал первостепенную важность оптимизации государственной власти для обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации. Такая оптимизация достигается путем не столько концентрации власти в центре, сколько налаживания эффективных, гармоничных отношений между центрами влияния на разных уровнях, совершенствования «обратной власти» между управляющими и управляемыми. В посттоталитарных странах еще не найдена оптимальная или относительно приемлемая модель государственного устройства, необходимая для перехода к демократической общественной системе. Об этом свидетельствуют кризисные и трагические события последних лет, происходящие прежде всего на постсоветском пространстве и в бывшей Югославии. Таким образом, опыт мирового развития убедительно показывает, что государство является важнейшим фактором функционирования, развития и реформирования общества. Наиболее велика его роль в переходном обществе, которое остро нуждается в интеграционных, стабилизационных, организационных, регулятивных, мобилизационных функциях государства.
|
|