Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2. Права и свободы личности

  Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определяется правами человека. Они представляют собой гуманистические принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные условия жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека - это основной показатель прогрессивности общественного строя.
  В современном мире права человека представляют собой мощный пласт культуры. Его освоение дает личности ориентиры в оценке сложных и противоречивых процессов мирового развития, способствует нравственному совершенствованию общества. Права человека являются высшим критерием «человеческого измерения» действий субъектов политики - государств, партий, лидеров и т.д.
  Современное понимание проблемы прав человека восходит к идеям естественного права, возникшим в середине первого тысячелетия до н.э. Греческие софисты (Протагор, Гиппий, Антифонт, Алкидам) в V - IV вв. до н.э. утверждали, что все люди равны от рождения и поэтому имеют одинаковые неотчуждаемые права. Идею равенства всех людей перед небом в V в. до н.э. отстаивал и китайский философ Мо Цзы.
  Значительный вклад в концепцию естественных прав человека внес Аристотель. Среди прав, присущих человеку от рождения, он особо выделял право на частную собственность, которое коренится в самой природе человека и основывается на его изначальной любви к самому себе.
  Древнеримские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий вывели идею естественноправового равенства людей за полисные рамки и распространили на всех представителей человеческого рода как сограждан единого мирового государства.
  В средние века права человека трактовались главным образом как привилегии, дарованные монархом. Их содержание и объем определялись главным образом сословной принадлежностью.
  Однако и в этот период античные идеи естественно-правового равенства обрели новое звучание и смысл в христианстве, в учениях представителей религиозной политической мысли. Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Существенным вкладом последнего и христианского гуманизма в целом в концепцию неотчуждаемых естественных прав человека явилось положение о божественном происхождении человеческого достоинства всех людей и естественном праве каждого человека на достоинство.
  Дальнейшее развитие естественно-правовых воззрений связано с разработкой в ХУП веке концепции общественного договора как источника происхождений и правовой основы деятельности государства (Г.Гроций, Б.Спиноза). Такое понимание государства предполагает естественное человеческое право оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.
  Основы современного понимания прав человека были заложены виднейшими представителями либерализма - Дж.Локком, Ш.Монтескье, Т.Пейном, Т.Джефферсоном, И.Кантом, Г.Гегелем, И.Бентамом, Дж.Миллем и др. Фундаментальные права человека - на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению трактовались ими как естественные, неотчуждаемые и священные. Естественность означала, что они присущи индивиду от рождения. Неотчуждаемость понималась как их имманентная свойственность человеку независимо от времени и места его существования. Священность понималась как их высшая общественная ценность.
  Первыми политико-правовыми документами, в которых были провозглашены и юридически закреплены основные права человека, были Вирджинская декларация (1776 г.), Билль о правах Конституции США (1791 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Эти политико - правовые акты не утратили своей актуальности и в настоящее время, когда понимание прав человека стало гораздо богаче.
  Современные представления о правах человека вобрали в себя интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во многих действующих международных документах, провозглашающих и регулирующих права человека. Наиболее значимые из этих документов - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Декларируемые в международных документах правовые нормы, права и свободы человека в разном объеме включены в конституции и законодательство государств.
  Наиболее содержательная классификация прав и свобод - их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.
  Гражданские (личные) права - это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиеся в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определяют как первое поколение прав человека.
  К числу гражданских (личных) прав относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; право на неприкосновенность частной жизни и жилища; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; свобода выбора национальности и языка общения. Комплекс вышеперечисленных прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократически организованного общества.
  Первооснову всех прав и свобод личности образует право на жизнь, поскольку они утрачивают смысл в случае гибели человека. Поэтому право на жизнь представляет собой фундаментальную ценность мировой цивилизации.
  Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают условия для его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждения человека от власти, укреплению связей между гражданином, обществом и государством.
  К числу основных политических прав относятся: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право на участие в отправлении правосудия; право на объединение в общественные организации; право петиций в государственные органы и органы местного самоуправления; право на информацию; свобода слова; свобода собраний, митингов и демонстраций. При тоталитарном и авторитарном режимах эти права носят в основном разрешительный характер, при демократическом - регистрационный.
  Политические права - неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. Благодаря им могут функционировать все другие права, составляющие основу демократической системы.
  Основные экономические права - право на труд; право на частную собственность и предпринимательство, право на забастовки. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют права на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов.
  Ведущее место в комплексе экономических прав занимает право на труд, которое предполагает возможность самостоятельного распоряжения своей рабочей силой, свободу выбора рода деятельности или профессии, защиту от безработицы, справедливые условия оплаты. Право на труд зафиксировано в ст.37 Конституции Российской Федерации.
  Без осуществления права на частную собственность невозможны рыночная экономика, гражданское общество и индивидуальные свободы. Именно на частной собственности, в том числе и в групповой форме (кооперативной, акционерной) зиждется хозяйственный механизм цивилизованных государств.
  Реализация фундаментального права на частную собственность имеет ключевое значение для выхода из кризиса посттоталитарных государств. Поэтому вполне закономерно, что право частной собственности, в том числе и на землю, право на предпринимательство заняли видное место в Конституции РФ (ст.35,36).
  Социальные права должны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Основными правами этого блока являются: право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на защиту детства и материнства; право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Социальные права граждан Российской Федерации закреплены в ст. 40, 41, 42 Конституции РФ.
  Первостепенное значение для духовного развития имеют культурные права. К ним относятся: право человека на образование, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества; право на охрану интеллектуальной собственности; право на доступ к культурным ценностям; право на поиск, передачу, производство и распространение информации, запрет на цензуру.
  В Российской Федерации культурные права граждан гарантируются статьями 43 и 44 Конституции РФ. Поощрение и защита этих прав входит в круг задач специализированной международной организации - ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).
  В ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, I980, 1982 гг.), содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены. В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантии участия в ее результатах без каких-либо ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.
  Социально-экономические и культурные права определяются как права второго поколения. Они сформировались в процессе борьбы народов за повышение своего экономического уровня и культурного статуса. Для их реализации требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства.
  Существенную роль в возникновении и нормативном закреплении прав второго поколения сыграла социальная защищенность граждан в СССР, которая хотя и была минимальной, но оказала определенное воздействие на мировое общественное мнение.
  Наряду с индивидуальными правами существуют и коллективные права, которые могут осуществляться общностями (право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на общее наследие человечества, право на коммуникацию в рамках нового международного порядка). Эти права начали формироваться в период второй мировой войны и получили название третьего поколения прав человека.
  Субъектами коллективного права являются, например, семьи, коллективы, ассоциации, народы, нации. Отдельные индивиды принимают участие в реализации этих прав, но оно связано не с их личным статусом, а с положением как членов каких-либо общностей. Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных, а должны находиться с ними в гармонии.
  Права человека реализуются лишь в сочетании с обязанностями. Их взаимодействие и уравновешивание делают демократию прочной и жизнеспособной. По справедливому замечанию выдающегося русского философа И.А.Ильина, «обязанности и запретности укрепляют массовое правосознание, позволяют людям лояльно пользоваться своими правами и полномочиями» .
  В обязанности граждан демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, сохранение природы, окружающей среды, памятников культуры и пр. В некоторых странах законодательно закреплены обязанности граждан трудиться, участвовать в выборах органов государственной власти, нести военную службу, воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях, о своем здоровье и т.д.
  Обязанности должны распространяться не только на граждан, но и на государство, его органы, должностных лиц, структуры управления. Особенно это касается реализации естественных прав человека. В Конституции РФ записано: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2).
  Поскольку обязанности являются важным условием упорядочения и стабилизации общественной жизни, в последние годы на различных международных форумах активно обсуждается вопрос о необходимости принятия ООН Всеобщей декларации обязанностей человека и гражданина как дополнения к Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Такая необходимость вытекает из объективных потребностей совместного бытия людей, стран, народов, поддержания цивилизованных взаимоотношений между ними и мирового правопорядка.
  Реализация прав человека невозможна без социальных гарантий их обеспечения. К ним относятся гарантии материальные (собственность, финансовые средства), политические (разделение властей, наличие оппозиции и независимых СМИ), юридические (демократическое законодательство, эффективная судебная система), духовно-нравственные (необходимый уровень образования и морали, демократическое общественное мнение).
  Положение в области прав человека характеризует уровень цивилизованности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. В рамках отдельных государств соблюдение прав человека служит необходимым условием социального и экономического прогресса. В рамках мирового сообщества оно является важнейшей гарантией гуманизации международных отношений, сохранения и упрочения мира.
  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти в России. Стране предстоит изжить традиции отношения к человеку как к подданному - зависимому и послушному исполнителю команд и приказов. Патерналистская политика государства должна уступить место партнерским отношениям между гражданином и властью. Реализация в России прав и свобод человека позволит раскрыть созидательный потенциал личности, повысить благосостояние общества и конкурентоспособность страны в мировом хозяйстве.
  Концепция прав человека продолжает развиваться. Нуждаются в дальнейшей разработке функциональные аспекты прав человека, т.е. механизмы их реализации. Существенной проблемой остается приведение в соответствие национальных законодательств с международными стандартами прав человека.
  В последние годы объектом дискуссии является вопрос об универсальности прав человека, в частности, их применимости к странам «третьего мира» с преобладающими коллективистскими традициями и специфическими нравственными ценностями. Нередко входят в противоречие принципы национального суверенитета и соблюдения прав человека внутри государств, что создает опасность дестабилизации международных отношений.
  В послевоенный период проблема соблюдения прав человека является объектом пристального внимания и контроля со стороны мирового сообщества и международных организаций. В Европе обеспечение высокого стандарта защиты прав человека осуществляется рядом региональных организаций - Советом Европы, Европейской комиссией по правам человека и Европейским судом. Став в 1996 г. полноправным членом Совета Европы, Россия признала абсолютную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, обязательность его решений для исполнения всеми органами государственной власти РФ.


 
© www.txtb.ru