Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3. Политическая социализация

  Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических, знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией (от лат. socialis - общественный). По мере его развертывания формируется политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики. Утрата соответствующих знаний, норм, ценностей и ролей является политической десоциализацией.
  Политическая социализация имеет две стороны - объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. В политической науке перечисленные структуры называют агентами социализации.
  В процессе политической социализации возрастает роль СМИ, способных воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. СМИ не случайно называют четвертой властью. Поэтому в любом обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использования в целях формирования благоприятных ориентаций и позиций граждан.
  Создание эффективного механизма политической социализации представляет собой одну из важнейших практических задач любой власти. Для ее решения правящие круги должны иметь четкое представление о том, насколько ценности и стандарты существующей политической системы усваиваются обществом, входят во внутреннюю структуру личности.
  Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые взаимосвязаны между собой, - прямой и косвенной. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т.д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. Так, общение с родителями, учителями и другими субъектами, обладающими определенной социальной властью, развивает в индивиде уважение или неуважение к власти и авторитету, со временем распространяющееся на политическую власть и политический авторитет.
  К основным факторам прямой политической социализации обычно относят подражание, политическое обучение, политический опыт, а к основным факторам косвенной социализации - межличностное общение, участие в неполитических организациях и дедуктивную социализацию, проявляющуюся в распространении выработанных индивидами ценностных ориентации на политические объекты. Различая прямую и косвенную социализацию, западные политологи считают более значимой последнюю, которая рассматривается как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека.
  В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, в политической науке выделяют следующие типы социализации - гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.
  Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение им своих гражданских обязанностей. Приверженность власти и индивидов общепринятым идеалам, нормам и ценностям создает новым поколениям благоприятные возможности для включения в политическую жизнь. Г армонический тип политической социализации, обеспечивающий общественную стабильность, характерен для США и Великобритании.
  Для плюралистического типа политической социализации характерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентации граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации. Этот тип политической социализации преобладает в странах Западной Европы.
  Конфликтный тип политической социализации формируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей носителям различных ценностей достижение согласия друг с другом и с властью. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность должна присоединиться к какой-либо группе, касте, клану, классу и т.д. Этот тип политической социализации типичен для отсталых стран с высоким уровнем политического насилия и жесткой приверженностью населения к местническим ценностям и нормам политической жизни.
  Наконец, гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Он характерен прежде всего для закрытых политических систем, не приемлющих иных, не «своих» ценностей, - тоталитарных и авторитарных.
  В политической науке утвердилась точка зрения, согласно которой политическая социализация личности - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.
  В литературе представлены различные периодизации этого процесса, которые отличаются как по числу этапов, так и по содержательным особенностям. Как правило, эти периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности.
  Согласно преобладающей в науке периодизации выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный этап совпадает с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связан с периодом социальной зрелости индивида, когда он обретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций и способен реализовывать ее в процессе выполнения определенных политических ролей.
  В зависимости от вовлеченности человека в политику выделяют следующие типы ролей.
  1. Обычный член общества, политически пассивный (вплоть до аполитичности) и потому имеющий статус лишь объекта политики;
  2. Гражданин, состоящий в одной или нескольких общественных организациях и косвенно (через них) включенный в сферу политической практики.
  3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации и по своей воле включившийся в политическую жизнь. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той ролью, которую он в ней играет.
  4. Общественный и особенно политический деятель.
  5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только основным занятием, но и смыслом жизни.
  6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет или последняя инстанция.
  При росте политической активности каждая последующая роль включает в себя предыдущие. Профессиональный политический лидер не перестает быть гражданином, членом организации и т.д., просто его роль простирается на предыдущие роли.
  Таким образом, политическая социализация личности - это двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие политических субъектов, а с другой - по мере социализации сама все в большей степени становится способной влиять на политическую жизнь.
  Политическая социализация имеет исторический характер. Общественная жизнь вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к ней и реагировать на политические ситуации.
  В стабильных обществах этот процесс носит достаточно плавный и безболезненный характер. В обществах же, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво, основным ее типом становится конфликтный. Утрата или отторжение прежних идеалов, разрушение механизмов их трансляции вызывают политическую аномию и отчуждение личности от политики.
  Кризис политической социализации и десоциализация характерны для современной России. Эти явления по иным причинам случались и на Западе, в частности, в конце 60-х - начале 70-х годов. Однако именно в нашей стране они приобрели поистине всеобъемлющие масштабы. Молодые поколения не знают во что верить, что дозволено и как отстаивать свои права в цивилизованных формах. Старшие возрастные группы утратили прежние политические ориентиры, не обретя новые. Отчуждение людей от политики, рост политического абсентеизма тормозят проведение реформ. Без преодоления кризиса политической социализации невозможно становление в России гражданского общества.
  На теорию и практику политической социализации значительное влияние оказывают концептуальные парадигмы, служащие обществу своего рода моделями для осмысления, объяснения и направления этого процесса. К числу таких парадигм относятся: парадигма детерминизма, парадигма субъективизма и парадигма деятельной личности. Эти парадигмы связаны между собой и реализуются в любом государственно-организованном обществе. Однако степень их выраженности в различных общественных системах неодинакова.
  Парадигма детерминизма постулирует приоритетность объективных факторов в процессе политической социализации. Конкретное выражение это находит в природном, технико-экономическом и историческом детерминизме.
  Парадигма субъективизма исходит из первоочередной значимости субъективных факторов в формировании и развитии таких качеств человека, которые в наибольшей степени отвечают официально декларируемым политическим ценностям и образцам поведения данного общества. Крайне гипертрофированным вариантом политической мобилизации является теория и практика тоталитаризма, существенные черты и признаки которой состоят в следующем: 1) полное растворение гражданского общества в обществе политическом; 2) мессианизация общественного сознания; 3/широкое и монопольное использование средств массовой информации.
  В противоположность парадигмам детерминизма и субъективизма парадигма деятельной личности особую роль в процессе политической социализации отводит самому человеку во всей совокупности его природных, психологических и общественных качеств. В основе парадигмы деятельной личности лежат две важнейшие теоретико-методологические посылки социальной антропологии: во-первых, относительная независимость внутреннего мира человека от объективированных социальных форм, учреждений и отношений; во-вторых, обусловленность внешних, объективированных социальных форм сознанием и деятельностью самого человека.

Контрольные вопросы

  1. Назовите и охарактеризуйте основные типы отношений между человеком и политикой.
  2. Раскройте основные особенности отношений между человеком и политикой в современной России.
  3. Каким образом права человека влияют на содержание отношений между человеком и политикой?
  4. Какие поколения прав человека вам известны? Раскройте содержание этих прав.
  5. В чем проявляется взаимосвязь прав человека и его обязанностей?
  6. Почему реализация прав человека невозможна без социальных гарантий их обеспечения? Назовите основные социальные гарантии.
  7. В чем состоит противоречие между принципами национального суверенитета и соблюдения прав человека?
  8. Каковы основные проблемы реализации прав человека в современной России?
  9. Что такое политическая социализация?
  10. В чем суть прямой и косвенной политической социализации?
  11. Назовите основные типы политической социализации и раскройте их особенности.
  12. Каковы основные стадии политической социализации и в чем их специфика?
  13. Охарактеризуйте основные парадигмы политической социализации.
  14. Каковы особенности политической социализации в современной России?


 
© www.txtb.ru