|
§ 2. Древнерусские князья
Согласно летописному сказанию, основателем Киевского княжества после объединения Новгородских и Киевских земель был князь Олег. В 907 году Олег предпринимает поход на Византию. Греки не смогли защититься от его огромного войска и вынуждены были пойти в 911 году на подписание невыгодного для себя мирного договора. Характеризуя Олега, С.М. Соловьев называет его великим, хитрым (умным) князем, хорошим управителем земли: он распределяет дани, строит города, при нем впервые все племена, живущие на территории Киевского княжества, собираются в дружину для похода на Царьград. В 912 году Олега не стало. Уже в зрелом возрасте власть принял Игорь (912 - 945 гг.). Это был князь менее талантливый и храбрый, более корыстолюбивый. На его долю выпало закрепление власти Киева над племенами, борьба с кочевниками. Он предпринимает два похода на Византию (в 941 и 944 годах), результатом которых были новые мирные договоры, хотя и не столь благоприятные для славянского государства, как договор 911 года. После убийства Игоря древлянами, во главе государства встал его юный сын Святослав (945 - 972 г.). Пока он был мал, многие организационно-хозяйственные вопросы жизни государства решала его мать, княгиня Ольга. В 946 году она проводит ряд мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти на подвластных террториях: нормирование повинностей, получивших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров сбора дани. Святослав вошел в историю как выдающийся военачальник, хорошо известный на Западе и на Востоке. Он, по словам летописца, был необыкновенно вынослив в походах. Неприхотлив в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в своих движениях, нападал на врага не неожиданно, а предупредив его: «Хочу на Вы идти». У Святослава Игоревича было два главных направления внешнеполитической деятельности: восточное и юго-западное. На востоке его главным противником был Хазарский каганат, на юго- западе - Болгария. Военные действия Святослава начались, согласно русской летописи, с его походов на Оку и Волгу в 964 году. Существуют разные подходы к описанию военных действий князя, но, в любом случае, он разгромил Хазарию, взяв многие города каганата: Белую Вежу, Итиль и т. д. Он разбил также давних союзников Хазарии - волжских болгар и буртусов, а на Северном Кавказе покорил ясов и косогов. Как известно, подчинение Северного Причерноморья и района восточных торговых путей было в центре внимания еще Олега и особенно Игоря. Однако политика Святослава на завоеванных территориях отличалась от политики его предшественников. Во времена Святослава русы стремились не просто разбить противника, а закрепиться на завоеванных землях, установить на покоренных территориях прочный порядок, ввести свою систему управления. Так, в Хазарии был разрушен только город Саркел, другие города пострадали мало. Большинство жителей вернулось в родные края, и с ними был заключен договор, определен характер русской власти. Аналогичную политику, видимо, Святослав проводил и в отношении ясов и косогов. Завоевания Святослава Игоревича в районах Крыма и Северного Причерноморья поставили под угрозу византийские территории, в частности Херсонес, что вызвало конфликт между Русью и Византией. Византия стала предпринимать шаги для ослабления влияния Руси в этом районе. Этой ситуацией искусно воспользовался Святослав. Он заручился нейтралитетом Византии во время своего похода на Болгарию. Причиной перенесения военных действий на Дунай были антирусские действия болгарских правителей еще с 30 - 40-х годах X века. Целью похода Святослава была поддержка сторонников Руси и превращение страны вновь в дружественное Руси государство. Конечно, ни о каком завоевании Русью Болгарии не могло быть и речи. Основным объектом внимания Святослава было Подунавье и город Переяславец, древний центр русской торговли на юго-западе и западе. Свой первый поход на Болгарию Святослав осуществил в 967 году. Он, вероятно, закончился мирным договором между Русью и Болгарией. Святослав обосновывается в Переяславце, рассматривая его как «середу» своей земли, где осуществляется торговля между многими странами. Однако Византия и антирусская группировка в болгарском правительстве не могла примириться с таким положением дел, следовательно, начинается болгаро-византийское сближение. Видимо, не без участия Византии организуется поход печенегов на Киев, что заставляет Святослава покинуть Болгарию и идти на защиту Родины. В 969 - 970 годах начинается второй поход Святослава на Дунай, который вскоре перерос в русско-византийскую войну. Как сообщает русская летопись, Святослав, убедившись в малочисленности своей дружины, в развале антивизантийской коалиции и враждебности печенегов, направил своих послов к византийскому императору Цимисхию с просьбой о мире. В июле 971 года был подписан мирный договор. Он по-разному оценивался историками. По нему, видимо, Русь теряла свои политические позиции на территории Византии и Болгарии, но закрепляла результаты своего продвижения в Северном Причерноморье, Приазовье, Поволжье, в районах Нижнего Поднепровья, Поднестровья, вплоть до границ с Болгарией. Святослав погиб от рук печенегов, вероятно, не без участия Византии, весной 972 года. Подводя итоги деятельности первых киевских князей, можно сделать вывод, что главным предметом их забот и усилий были: 1) объединение всех восточно-славянских и финских племен под властью киевского князя; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской земли от нападения степных кочевников. В 980 году киевский престол после своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне, занял Владимир (980 - 1014 гг.), он продолжает старую традиционную политику: укрепляет боярство, держит в своих руках власть над присоединенными народами, взимая с них дань, защищает страну от нападения врагов, прежде всего печенегов. Главным делом его правления было официальное крещение Руси. За это он был прозван в народе Святым. Ряд ученых считает введение христианства на Руси очень важным событием в истории нашей страны, так как, по их мнению, православие явилось той идеологией, которая могла объединить разрозненные племена, входившие в состав Киевской Руси и способствовало развитию культуры, нравственности, быта славян; провозглашение великого князя помазанником Бога усиливало его власть, что способствовало сплочению государства; новая вера повышала авторитет Руси, укрепляла международные и торговые связи славянского государства со странами Европы. Однако в целом положительно оценивая роль христианства в истории нашего государства, современный ленинградский ученый И.Я. Фроянов предостерегает от переоценки этого события. Он считает, что с точки зрения поступательного развития Руси введение христианства в конце Х века является в некотором роде опережением событий, забеганием вперед. На Руси в это время еще не завершился процесс складывания классов, страна еще не пережила периода феодальной раздробленности, следовательно, язычество еще не изжило себя. Введенная сверху религия не имела под собой твердой социальной почвы и ближайшей политической перспективы, считает ученый. По его мнению, христианство окончательно утвердилось только в XIV - XV веках, в период складывания централизованного государства. После смерти Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за великокняжеский престол. Святополк Владимирович, получивший в народе прозвище Окаянный, убивает своих братьев Бориса, Глеба, Святослава. Порядок в стране установился только с вокняжением Ярослава Владимировича (1019 - 1054 гг.), княжившего до Киева в Новгороде. В народе Ярослава прозвали Мудрым. Его княжение отмечено не столько ратными подвигами, сколько успешной внутренней политикой. При нем каменными стенами был укреплен Киев, построен Софийский собор. В 1051 году впервые на Руси он поставил митрополитом, вопреки константинопольскому патриарху, русского священнослужителя Иллариона. Будучи человеком просвещенным, Ярослав Мудрый любил книги, создал большую библиотеку, а в Новгороде открыл первое народное училище. При нем впервые были записаны на славянском языке законы. Этот свод законов получил название «Русская Правда». Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь государством будет управлять не один человек, а весь княжеский род. Но усобицы не стихали, каждый из сыновей стремился завладеть Киевским княжеством. Союз Ярославичей в ходе княжеских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициативе князя Владимира Мономаха (1053 - 1125 гг.) на Любечском съезде (1097 г.) была признана полная самостоятельность местных феодальных центров: «каждый содержит вотчину свою». С этого времени русская земля перестала быть империей Рюриковичей - совокупным владением целого рода, практическим средством осуществления которого было право каждого родича на временное владение частью земли по очереди старшинства владельцев-родичей. Владения каждой вотчиной становились наследственной собственностью. Это решение явилось юридической основой феодальной раздробленности. С начала XI века до 30-х годов XII века важнейшие вопросы внешней и внутренней политики решались на княжеских съездах: в 1100 году - в г. Витичеве, в 1103 - в г. Долобске.
Владимир Мономах пытался сохранить и укрепить международный авторитет Руси. При нем издается «Устав Владимира Мономаха», улучшивший правовое положение купечества, упорядочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. В период его правления была составлена начальная русская летопись - «Повесть временных лет», введена на Руси корона русских царей - шапка Мономаха. Сын Владимира Мономаха - Мстислав Владимирович (1076 - 1132 гг.) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но затем страна окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Во второй половине XII века Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого все более ослабевала. Период феодальной раздробленности продлился с 30-х годов XII до конца XV веков.
|
|