Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. Образование восточно-славянских государств  

  Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в IX - XI веках Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования русской государственности имел свои специфические черты. Одна из них - пространственная и геополитическая ситуация - Российское государство занимало срединное положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. Постепенно Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме этого, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории сплачивала народы с различным уровнем развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., заставляла создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
  Вопрос об образовании восточно-славянской государственности является важнейшей проблемой истории России. Возникновение государства - закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетия и даже на века, процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, весьма условна.
  Переход общества от догосударственных к государственным формам организации жизни происходит при наличии следующих факторов:
  1. Экономическая деятельность людей: рост производительности труда, возникновение излишков продуктов, разделение труда и - как следствие - развитие меновой, а потом и денежной торговли.
  2. Изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и усложнившиеся межплеменные отношения требовали более сложной, основанной не на традиции, а на законе организации общества. На первых порах основными функциями государственной власти были суд (разрешение межродовых и межличностных конфликтов) и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговли; грабительские набеги на дальних и ближних соседей).
  Государство не может быть навязано обществу ни внешней силой, ни какой-либо возвысившейся над родом социальной группой. Его становление всегда является результатом внутреннего развития, причем на это развитие влияют самые разнообразные обстоятельства. На процесс формирования восточно-славянского государства серьезное воздействие оказывали внешние факторы: постоянная угроза нападения с севера - варягов, с юга - кочевых племен (хазары, печенеги, половцы).
  Таким образом, и на севере, и на юге существовала настоятельная необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, располагавших большими людскими ресурсами и действующих не время от времени, а регулярно.
  В предыдущей главе говорилось, что восточные славяне были готовы к созданию государства, но набеги кочевых племен нарушали этот процесс. Арабские историки, например, описывают ранние государственные образования с Божем и Маджаном во главе, имевшие место в VI и даже в IV веках. В VIII веке существовало три государственных образования: Куяба (Киевская земля), Славия (Новгородская земля) и Артания или Артсания (вероятно, Рязань или Ростов Великий). Эти княжества были сильно обособлены друг от друга. Таким образом, существовали два пути создания государства: первый - образование трех, четырех и более славянских государств; второй - создание единого государства. Выбор пути связан с ответом на вопрос - кто были первые русские князья?
  Первая версия. Согласно «Повести временных лет» объединение Древнерусского государства началось варягами с севера. За 859 год в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере - чудь, славяне, меря и кривичи - варягам. Далее летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов «за море», но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде мира не было, и пришлось приглашать трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти братьев Рюрик стал княжить один. Когда он в 879 году умер, воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь, и в 882 году они захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского государства с центром в Киеве. Итак, по мнению летописца, Рюрик был варяжского происхождения. Название славянского государства Нестор возводил к названию варяжского племени «русь» и не видел в этом ничего обидного.
  Опираясь на данные летописца, в 30 - 40-е годы XVIII века немецкие ученые Иоганн Готефрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, впервые попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало так называемой норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.
  Вторую версию о том, что восточно-славянское государство создано славянами без участия варягов, высказывали противники норманистов, которых стали называть антинорманистами. Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Приверженцы крайнего антинорманизма отрицают историчность фигуры Рюрика и летописного сообщения о призвании варягов. Первыми киевскими князьями Б.А. Рыбаков называет Кия, Аскольда и Дира. В качестве доказательства приводится «Повесть временных лет», в которой есть места, противоречащие легенде о призвании трех братьев-варягов княжить. За 852 год в летописи есть указание о том, что при царствовании в Византии императора Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные славянские племена, в том числе и русь. Согласно исследованиям А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться русью только после того, как перешли на юг.
  Третья версия возникла в Новгороде в XV веке. Согласно ей Рюрик был приглашен в Новгород по совету тамошнего старейшины Гостомысла, так как Рюрик был его внуком, сыном его дочери Умилы.
  В настоящее время позиции норманистов и антинорманистов сблизились. Большинство ученых признает историчность прихода варягов в земли восточных славян в IX веке. В этой связи интерес представляет позиция археолога М. Алешковского, который в 70-е годы высказал мысль о том, что призвание варяжского князя в Приильменье явилось следствием довольно сложной этнической ситуации в этом регионе, где проживало несколько племен разного происхождения: славяне, финно-угры, балты, и ни одно из них не желало бы передать верховную власть представителю соседнего племени. Следовательно, логично было бы пригласить чужеземца. Им и стал Рюрик.
  Однако по вопросу о национальности Рюрика точки зрения диаметрально противоположны. С точки зрения норманистов, Рюрик - варяг, то есть скандинав, норманн. Однако существует и другая версия. Ее высказал ученый А.Г. Кузьмин. Он считает, что под варягами следует понимать племя на южном берегу Балтики, принадлежавшее к вандальской группе и к IX веку ославянившееся. Слово «варяги» происходит от индоевропейского «вар» - море, вода. Варягами, следовательно, называли жителей поморья, и искать их надо не на северном берегу Балтики, где жили норманны, а на южном. Принятие этого тезиса многое объясняет. Становится понятным, почему свободолюбивые славяне не поднимали восстаний против пришельцев, почему им был понятен их язык, почему варяги давали городам славянские названия: Изборск, Псков, а не «хальма», «бург», «штадт». Поэтому, возможно, и произошло образование единого русского государства, а не нескольких: варяги объединили родственные народы, а не подчинили их. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности.
  Образование русского государства имело две особенности: во- первых, оно шло медленнее, чем в южной и западной Европе. Это было связано с тем, что в Европе оно опиралось на государственные традиции, а отчасти и общественные структуры поздней античности. Славянам же путь создания государственности надо было пройти самостоятельно. Во-вторых, история России - это история страны, заполняющей неосвоенные пространства, ассимилирующей с местным населением, прежде всего с финно-угорскими племенами.


 
© www.txtb.ru