Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 3. ТЕОРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

   Цель лекции: ознакомление с теорией народонаселения - системой научных знаний, дающей целостное представление о народонаселении, изучающей взаимосвязи и взаимодействие между социально - экономическим развитием в целом и развитием народонаселения как его органической частью, раскрывающей законы и закономерности развития народонаселения и конкретных демографических процессов.
   1. Основные понятия теории народонаселения.
   2. Всеобщий закон развития народонаселения.
   3. Система законов народонаселения.
   4. Связь народонаселения и экономики. Трудовые ресурсы.
   5. Соотношения социального и биологического в развитии народонаселения.

   Основные понятия теории народонаселения
   Народонаселение - центральная категория изучаемой теории - формировалась на основе практических потребностей людей. Когда демографические исследования проводились в рамках государствоведения, а численность населения рассматривалась как показатель мощи государства, в народонаселении видели совокупность граждан государства или жителей определенной территории. Это определение сохраняется и поныне, но уже не отвечает потребностям практики. Сейчас на повестку дня встали задачи объяснения законов воспроизводства населения и не только по количеству, но и по качеству.
   Существовавшие в 60 - 80-е годы определения народонаселения можно разделит на три большие группы на основании того, какой признак населения берется за системообразующий. В первую группу входят определения, принимающие за основу проживание на определенной территории. Ко второй группе можно отнести те определения, в которых основным считается признак естественного воспроизводства совокупности людей. К третьей группе относятся определения, в которых народонаселением называется совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей, т. е. основным признаком выступает наличие системообразующих общественных связей.
   Определение сущности народонаселения связано с выявлением основных сторон его воспроизводства. В настоящее время можно выделить две точки зрения, основанные на «широком» и «узком» подходе к анализу его воспроизводства. К первой группе относятся определения населения как материального компонента жизни общества, субъекта всех общественных отношений, ко второй - определения народонаселения как демографической системы, характеризуемой только с точки зрения возобновления поколений.
   Под «народонаселением» в общей теории народонаселения понимается естественноисторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупности людей, главный материальный компонент человеческого общества, субъект социальных связей. На каждом этапе развития общества народонаселение выступает как конкретно - историческая совокупность людей, что определяет его социально - временную характеристику. Она дополняется еще одной общей характеристикой - пространственно - территориальной.
   Неотъемлемый признак народонаселения - движение, это выражение и способ его существования. Выделяют три вида движения народонаселения: непрерывное возобновление его в ходе смены поколений (воспроизводство), пространственное движение (миграция), социальное движение (социальная мобильность).
   Центральная роль определения народонаселения как воспроизводящегося субъекта и объекта трудовой деятельности обусловлена тем, что она является наиболее существенным признаком, выделяющим население из остальной природы.
   Науки, образующие систему знаний о народонаселении, разрабатывая свои определения населения, отталкиваются от этого его определения, выделяют в данной категории специфические черты, существенно важные с точки зрения собственного предмета.
   Качество народонаселения - одно из центральных понятий системы знаний о народонаселении. Качество населения - социальная категория в конкретно - исторических условиях, т.е. в системе определенного уровня развития экономики и экономических отношений с точки зрения развития личности и прогресса общества. Качество населения прежде всего обусловлено уровнем развития производства, поэтому исходной категорией для его изучения выступает качество работника. Определенное качество работника является первичным для формирования качества всего населения, поскольку неработающее население можно представить либо как бывших работников, либо как будущих, потенциальных работников.
   Качество народонаселения может характеризоваться быстротой адаптации населения к изменяющимся условиям жизнедеятельности человека.
   Качество народонаселения выражает его определенность как специфического материального объекта, как системы, как относительно устойчивое целое. Оно отражает его своеобразие как субъекта воспроизводства непосредственной жизни и выступает через систему отношений населения к условиям его существования, отношений внутри системы народонаселения. Качество народонаселения выражается через образ жизни населения, его показатели.
   К качественным относится довольно широкий спектр характеристик населения: образовательный уровень, профессиональная и квалификационная структура, структура занятых в материальном производстве и в непроизводственной сфере, удельный вес городского и сельского населения, культурный уровень, здоровье, продолжительность жизни, показатели миграционной подвижности и т.д.
   Развитие народонаселения - закономерный процесс количественных и качественных изменений в народонаселении, усложнение системы его связей и отношений, ведущее на определенном этапе общественно - исторического развития к переходу населения из одного качественного состояния в другое.
   Понятие «развитие народонаселения» включает характеристики изменений, которые происходят в населении под влиянием социально - экономических и биолого - демографических процессов. Речь идет не только о процессах естественного воспроизводства населения, но и о последствиях изменения его режима, динамики демографических структур, включая общеобразовательный уровень и профессиональную подготовку, здоровье населения, процессы миграции в разных формах и расселение по территории страны в поселениях различных типов и величин.
   Поскольку речь идет о развитии народонаселения, то, следовательно, должно быть указано основное противоречие, являющееся его источником. Оно определяется как противоречие между личностными (субъективными) и вещными (объективными) элементами производства. Основное условие движения и развития населения - соответствие субъективных и объективных элементов, которое означает способность народонаселения привести в действие наличные средства производства наиболее эффективным образом. Таковы самые глубинные основания развития населения.
   Основное противоречие развертывается в систему частных противоречий: между населением как производительной силой и населением как потребительной силой, между производством материальных и духовных благ и воспроизводством населения, между потребностью производства в рабочей силе и размещением населения и т.д.
   Развитие народонаселения рассматривается как системное понятие, содержанием которого является вся сумма связей, объединяющее социально - экономическое развитие в целом с воспроизводством населения. Методологическая роль этого понятия состоит в том, что оно является своеобразным теоретическим мостом, связывающим общие законы развития общества с закономерностями демографических процессов. Оно объединяет все посредующие звенья, существующие между социально - экономическим развитием и воспроизводством населения.

   Всеобщий закон развития народонаселения
   Всеобщий закон развития народонаселения неразрывно связан и основывается на всеобщих экономических законах развития средств производства, возвышения потребностей, экономии времени и др.
   Развитие народонаселения как всеобщий закон включает закономерные изменения его количественных и качественных характеристик на протяжении всей человеческой истории. Основными процессами развития народонаселения выступают процессы воспроизводства и социальной мобильности, изменения различных качественных структур населения - образовательной, квалификационной профессиональной, а также характеристики изменения здоровья населения. Анализ исторических систем отношений развития народонаселения, единства его количественных и качественных характеристик приводит к пониманию этого развития как перехода от одного исторического типа народонаселения к другому. Механизм этого перехода можно представить следующим образом: развитие производительных сил О изменение технико- и социально-экономических отношений О изменение системы отношений развития народонаселения О изменение качественных характеристик О численный рост населения.
   Всеобщий закон развития народонаселения - это закономерный переход от одного исторического типа народонаселения к другому, обусловленный развитием социально - экономических отношений. В определении всеобщего закона развития народонаселения подчеркивается: 1) развитие народонаселения идет поступательно, т.е. каждая последующая ступень основывается на предыдущей, это преемственное развитие типов социально - экономических отношений; 2) определенное развитие населения как субъекта производства материальных благ и населения взятых в единстве; 3) формы проявления всеобщего закона развития народонаселения - различные демографические структуры.
   Изучать развитие народонаселения можно только путем сопоставления различных ступеней исторического движения народонаселения и исследования его специфических законов.

   Система законов народонаселения
   Законы народонаселения - внутренние, существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся взаимосвязи объективных процессов развития народонаселения. Действие законов народонаселения обусловлено законами развития общества в целом и прежде всего экономическими законами.
   Классификацию законов населения можно провести по двум принципам: длительности действия законов и сфере действия законов. По длительности действия законы делятся на всеобщие (свойственные населению вообще), общие (для ряда этапов развития общества), специфические (характерные только для одного этапа развития), а также закономерности - стадиальные и региональные.
   По принципу охвата сфер жизнедеятельности - на социально - демографические (отражающие связи населения с экономическим и социальным уровнем развития); геодемографические (связи населения с географическим пространством, т.е. эти законы регулируют миграцию); биодемографические (связи биологического содержания воспроизводства населения как живых существ с общественной формой их воспроизводства как членов общества).
   На каждом этапе исторического развития действуют как общие, так и специфические законы народонаселения. Общие законы выражают связь и историческую преемственность развития народонаселения данного этапа развития общества со всеми другими этапами; все ступени исторического развития народонаселения связываются общими законами в единый процесс. Анализ действия всеобщих законов развития производительных сил, возвышения потребностей и других всеобщих законов дает методологическую основу исследования общих законов народонаселения. Важнейшую роль среди общих законов играет рассмотренный ранее всеобщий закон развития народонаселения.
   Среди законов народонаселения можно условно выделить подсистемы законов, охватывающие наиболее общие характеристики воспроизводства населения:
   1. Законы пространственного движения населения (размещение населения, миграционная подвижность);
   2. Законы социального движения населения (изменение профессиональной, образовательной, квалификационной структуры населения);
   3. Законы «естественного» движения населения (они носят название демографических законов и занимают особое место в системе законов народонаселения. К ним относятся законы воспроизводства населения, смены поколений, смены исторических типов воспроизводства населения и др.).
   Закон воспроизводства населения - процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности, протекающий в рамках исторически определенных социальных отношений. (Подробнее будет рассмотрен в лекциях: Смертность, рождаемость, Семья). Многие вопросы системы законов народонаселения еще требуют научного разрешения. Познание законов народонаселения открывает возможности их использования в практической деятельности людей для прогнозирования тенденций и направлений развития населения, выработки научно обоснованной демографической политики.

   Связь народонаселения и экономики. трудовые ресурсы
   Население и экономика - две взаимосвязанные и взаимообусловленные системы. Экономика не может развиваться без населения. Народонаселение выступает как важнейший фактор экономического развития общества. Это обусловлено тем, что оно носитель научно - технического прогресса, знаний и производственного опыта, умения и навыков к труду.
   Важнейшей характеристикой населения является его численность, и именно она в значительной мере предопределяет емкость рынка и, в конечном счете, объемы производства; необходимость и возможность развития и совершенствования производства.
   Численность населения обусловливает и эффективность производства. Замедление роста населения, выражающееся в уменьшении притока молодежи в производственную сферу, может задержать изменение профессионального состава занятого населения. Это объясняется тем, что пожилое население менее мобильно, чем молодое, менее восприимчиво к изменениям орудий труда и технологий. Замедление притока молодежи в производство может сдерживать и освоение новых территорий.
   Связь народонаселения и экономики не только прямая, но и обратная. Состояние населения как фактора экономического роста не может не определяться экономикой страны. Важнейшие его характеристики: рождаемость, смертность, миграция, брачность и многое другое в исторической перспективе подчинены и опосредованы характером развития экономики. Население, таким образом, выступает основой и субъектом производства.
   Однако производственной деятельностью занимается не все население, а лишь его активная часть - работающее население. Источником его формирования являются трудовые ресурсы. В связи с этим особое внимание при изучении проблем развития народонаселения должно быть уделено трудовым ресурсам. Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы в различных отраслях производства.
   Развитие трудовых ресурсов в значительной мере предопределяется народонаселением. Оно выступает естественной базой их формирования. Население и трудовые ресурсы являются единым целым, но в то же время они - две самостоятельные совокупности, взаимосвязанные в своем становлении, существовании и развитии. Трудовые ресурсы общества формируются за счет населения страны. Люди, образующие народонаселение и трудовые ресурсы, в значительной своей части принадлежат и к той и к другой совокупности.
   Общность народонаселения и трудовых ресурсов обусловлена подвижностью границ между ними, проявляется во взаимосвязи полового состава населения и формирования трудовых ресурсов.
   Различие народонаселения и трудовых ресурсов заключается в том, что последние являются вполне обособившейся частью населения. В его основе лежит прежде всего то, что если все население представляет собой только потребителей материальных и духовных благ, то трудовые ресурсы выступают как их производители, либо реально функционирующие, либо готовящиеся к такой деятельности.
   Причины несовпадения темпов роста населения и населения в трудоспособном возрасте:
   1. Изменение численности всего населения определяется рождаемостью в данном году; население трудоспособного возраста - рождаемостью, которая имела место 16 - 18 лет назад;
   2. Динамика смертности: смертность населения в значительно большей мере изменяет численность всего населения и в меньшей мере численность населения в трудоспособном возрасте;
   3. Миграция оказывает существенное влияние на формирование трудовых ресурсов.
   Важную роль в развитии производства играет подвижность населения и трудовых ресурсов. Она устраняет раздробленность, оседлость, замкнутость, способствует расширению производственного опыта, обмену трудовыми навыками, способствует развитию новых потребностей.
   Оценивая современную подвижность населения, нельзя не признать, что общество пока еще не овладело этим инструментом развития трудовых ресурсов. Подтверждением тому являются факты перемещения работников от высшей квалификации и низшей.

   Соотношение социального и биологического в развитии народонаселения
   Проблема соотношения социального и биологического в развитии населения имеет различные аспекты. Прежде всего ее можно рассматривать применительно к процессу воспроизводства и развития населения в целом, тогда первый и самый важный вопрос - вопрос о природе самого населения, о том, каким (социальным или биологическим) является народонаселение как явление.
   Другим аспектом рассмотрения является анализ этой проблемы в контексте исследования отдельных демографических процессов - рождаемости, смертности, миграции.
   Для обоснования своих выводов демография может обращаться к результатам и методам других наук, в том числе и биологии. Такое обращение, использование данных о биологии человека необходимо при изучении практически всех демографических процессов и явлений. Однако понять закономерности массовых демографических процессов и явлений. Однако понять закономерности массовых демографических процессов можно лишь обратившись к анализу общественной жизни. Например, только в ней можно найти объяснение того факта, как снижение рождаемости и смертности в индустриально развитых странах, происходившее на протяжении последних 200 - 300 лет. Понять, почему для разных стран различны показатели детности и продолжительности жизни, невозможно, не зная, как изменился образ жизни людей, как изменились прежде всего условия производства и требования, которые они предъявляют к работникам, ко всему населению. Понять это, следовательно, невозможно, не зная законов социальной жизни людей и тех сложных связей и опо- средований, через которые эти законы связаны с воспроизводством населения, с демографическими процессами.
   Хотя индивидуальные рождения и смерти, из миллионов которых складываются массовые демографические процессы рождаемости и смертности, по форме являются событиями биологическими, сами эти процессы полностью социальны. Попытка объявления их «природными», биологическим процессами объясняется смешением индивидуального и биологического уровней, рассмотрением процесса воспроизводства в статике. Если же брать этот процесс в динамике, то становится очевидным, что все процессы, характеризующие жизнь народонаселения как особого социального образования, являются социальными, а биологические, физико - химические и другие процессы, с протеканием которых связано воспроизводство населения, «поглощены» социальными.
   Развитие человеческого организма определяется прежде всего генетической наследственностью. Однако деятельность человека определяется условиями жизни данного общества. В связи с этим биологическое в механизме демографического развития является лишь основанием и одновременно одним из средств осуществления соответствующей деятельности, цели, интенсивность и другие характеристики которой являются социально обусловленными.
   В настоящее время все больше расширяется фронт исследований плодовитости как биологического фактора рождаемости, определяющего собой рамки действия социально - экономических закономерностей, а также особенностей ее реализации в населениях, отличающихся друг от друга устройством социальных организмов, особенностей экономики, образа и склада жизни, географической среды, национальными чертами и т.д. Уменьшение рождаемости в мире, снижение среднего числа детей в семье и соответственно увеличение разрыва между плодовитостью и фактической детностью - все эти явления могут быть объяснены только на основе признания социальной природы демографических процессов.
   Что касается смертности, то ее социальная природа как массового процесса еще более очевидна. Смерть - процесс биологический, но человечество еще далеко не исчерпало биологического потенциала жизни. Как бы, однако, ни обстояло дело с величиной биологического потенциала жизни, его реализация есть процесс, социальный по своему содержанию. Именно социальные условия в решающей степени определяют возможности противостоять действию эндогенных (генетических и других) факторов заболеваемости и смертности. В числе этих социальных условий - факторы, регулирующие труд и отдых людей, развитие здравоохранения, размеры и типы поселений, особенности само- сохранительного поведения населения и т.д.
   Последнее, о чем хотелось бы сказать, говоря о соотношении социального и биологического - это вопрос об их взаимодействии в индивидуальном рождении. К сфере биологического здесь можно отнести физиологические механизмы зачатия и развития плода в организме матери, сам момент рождения. С другой стороны, рождение ребенка является результатом решения, принятого его родителями, т.е. социально обусловлено. Оно биологично по своему механизму, но социально по своей сути, целям, выполняемым им общественным функциям, удовлетворяемым потребностям.

   Вопросы для самоконтроля.
   1. Что вы понимаете под общей теорией народонаселения?
   2. Какова роль теории народонаселения в развитии демографии?
   3. Потребность в детях - биологическая или социальная потребность?
   4. Раскройте на примерах взаимообусловленность социально - экономического развития общества и развития населения.


 
© www.txtb.ru