|
16. Политическая система общества
В отечественной литературе политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих политическую власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе осуществления политической власти. Понятие политическая система получило обоснование и распространение в середине XX века в связи с применением системного метода к исследованию общества. Разработанная Т.Парсонсом концепция социальной системы несла в себе огромный познавательный потенциал для политической науки. Основу теории политических систем составляют модели Д.Истона и Г.Алмонда. Согласно Д.Истону, политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий через вход и выход на поступающие извне импульсы. Через вход она принимает сигналы двоякого свойства - требования (конструктивные и деструктивные) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать не только в окружающей среде, но и внутри системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, в готовности к воинской службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам. Требования и поддержка должны учитываться политической системой в соответствующих структурах. Сигналы на выходе - это решения и политические действия, оказывающие влияние на окружающую среду. Они вызывают у среды либо поддержку властей, либо новые требования. Несоответствие решений ожиданиям значительной части населения может вызвать полный или частичный кризис политической системы.
Политическая система по Д.Истону
![Политическая система по Д.Истону](../img/902.png)
Г.Алмонд также рассматривает политическую систему как многофункциональную структуру, состоящую из взаимодействующих институтов. Вместе с тем модель Г.Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, принимает во внимание импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. Вход информации, по Г.Алмонду, складывается из анализа и обогащения существующих интересов - как высказанных, так и невысказанных, из политических коммуникаций различных политических сил. Функции выхода информации состоят в установлении правил (законодательная деятельность) и в их применении (исполнительная деятельность правительств). Таким образом, в данной модели к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и политическое решение выявленных проблем. Постоянное взаимодействие входа и выхода имеет фундаментальное значение для проверки правильности решений, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации политической системы, выбора новых целей и путей их достижения. На функционирование политической системы огромное влияние оказывает политическая культура. Концентрируя фундаментальные политические знания и ценности, она представляет собой глубинную основу всего общественно-политического устройства. Именно политико-культурный феномен может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в его контекст. Политическая система представляет собой сложное образование, состоящее из множества подсистем — институциональной, регулятивной, функциональной, коммуникативной и политико-идеологической. 1. Институциональная подсистема включает органы государственной власти, политические партии и общественные движения, общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации и пр. Здесь создается нормативно-правовая база для функционирования политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Этой подсистеме принадлежат ключевая роль в политической системе. 2. Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы,традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему. 3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии «политический режим». 4. Коммуникативная подсистема охватывает формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран. 5. Политико-идеологическая подсистема выступает как совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Политическая система выполняет следующие функции. 1. Управленческую. Она заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в идеологическом и информационном обеспечении общества. 2. Интегративную функцию, обеспечивающую консолидацию общества, урегулирование конфликтов. 3. Регулятивную функцию, проявляющуюся в регламентации политического поведения и политических отношений, в нормотворчестве и выработке эталонов общественно-приемлемого поведения. 4. Политико-коммуникативную функцию, обеспечивающую связь между элементами политической системы, а также системой и средой. Циркуляция информации дает возможность властным структурам принимать решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение. Эффективность политической системы зависит: • от полноты и качества информации о среде, влияющей на выработку решений; • от скорости реагирования системы на воздействие среды; • от способности системы поддерживать социальное равновесие и гражданский мир, толерантность и согласие; • от выполнения поставленной цели. Современные политические системы в развитых государствах отличаются: - высокой степенью адаптивности к меняющимся условиям своего функционирования; - низким уровнем политического принуждения и конфликтности; - специализацией и дифференциацией функций политических институтов, их способностью эффективно реагировать на требования социума. В процессе функционирования политических систем возникают кризисы— внутриполитические (правительственный, парламентский, конституционный) и внешнеполитические, вызываемые международными конфликтами и противоречиями. Правительственный кризис выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Этот кризис преодолевается путем полной или частичной отставки правительства по решению парламента или президента. Парламентский кризис проявляется в несоответствии решений парламента воле большинства граждан. Он может возникнуть и в случае относительного равенства сил противоборствующих фракций, препятствующего принятию решений и парализующего деятельность законодательной власти. Результатом такого кризиса обычно является роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны - конституции, возникновением необходимости в ее пересмотре или замене новой. Для политических кризисов характерны: делегитимация структур власти, отсутствие взаимодействия между различными центрами власти, блокирование одного центра другим, снижение эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалация стихийных форм протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.). Жизнеспособность политических систем во многом зависит от наличия культурного основания в виде общих ценностей, разделяемых большинством членов общества. В США, например, такие ценности сконцентрированы в теории и практике американизма, который формирует у индивидов отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальные возможности для самореализации, являющейся ориентиром и образцом для подражания со стороны других стран. Утрата общих ценностей ведет к распаду политических систем. Об этом свидетельствует опыт ряда бывших «социалистических» стран, ставших ареной конфликтов и войн. Основная тенденция развития современных политических систем - демократизация. Этот процесс протекает в рамках глобального перехода к демократии как форме общественного устройства.
|
|