Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


АНТИГЛОБАЛИЗМ (АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ)

  Антиглобализм - идейные воззрения общественных организаций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме. В идеологической сфере противостоит неолиберализму.
  Участники антиглобалистских акций придерживаются различных, нередко противоположных представлений о глобализации, альтернативах этому процессу и тактике практических действий. В целях самоидентификации ими используются названия «антиглобалистское движение» и «альтерглобалистское движение» («движение за альтернативную глобализацию», «движение за глобальную справедливость», «движение движений» и т.д.). Мировоззренческой основой большинства антиглобалистских групп служит философия постмодернизма с характерной для нее эклектичностью и способностью соединять в единое целое разнородные субъекты и явления.
  Массовое протестное движение против негативных последствий глобализации заявило о себе на рубеже ХХ-ХХI веков интернациональными акциями в Лондоне, Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Генуе, Давосе и других городах. Участники движения за альтернативную глобализацию стремятся приурочить свои выступления к встречам глав государств «Большой восьмерки», саммитам организаций глобалистского направления (МВФ, ВТО), ежегодным экономическим форумам в Давосе, проводимым влиятельными финансистами, бизнесменами и политиками. С каждым годом демонстрации приобретали все больший размах и носили ярко выраженный антиамериканский характер.
  Для антиглобалистского движения характерны: рост численности, расширение социального и политико-идеологического состава, сетевые принципы взаимодействия. В нем участвуют «зеленые» разных стран и оттенков, сторонники оказания помощи развивающимся странам, многочисленные ассоциации защиты гражданских прав (феминистские, молодежные, борьбы против расизма, отстаивания прав иммигрантов и меньшинств), профсоюзные активисты, политизированные течения и клубы преимущественно левого толка (антивоенные, антиавторитарные, анархистские и т.д.). В основе этой коалиции лежит осознание взаимосвязи глобальных проблем, их обусловленности иррациональностью и антигуманностью существующего общественного устройства, основу которого составляет доминирование транснациональных корпораций.
  Большинство групп антиглобалистов принадлежит к левому и левоцентристскому спектру. Однако против глобализации выступают и многие националистические и ультра-правые движения (например, французский «Национальный фронт»).
  Несмотря на идейную и структурную гетерогенность, антиглобалисты едины в критике глобальной гегемонии капитала, представляющих его интересы международных экономических и финансовых институтов (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации), международных соглашений о свободе торговли, политических и экономических встреч и конференций («Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и др.). Значительная часть антиглобалистов ведет борьбу за открытость границ и свободу перемещения людей, против ограничений на иммиграцию и прием беженцев.
  К числу основных требований антиглобалистов относятся:
  - гуманизация взаимоотношений между людьми, обществом и природой;
  - защита национальных культур от информационно-культурной экспансии, вызывающей кризис идентичности;
  - списание долгов развивающихся стран и государств Восточной Европы;
  - выработка новых правил международного кредитования, в частности, запрет финансовым институтам выдвигать условия, ограничивающие суверенитет (в том числе право народа самому выбирать экономическую систему и хозяйственную политику);
  - замена МВФ и Всемирного банка системой региональных банков, формирующихся на демократической основе.
  В антиглобалистском движении существуют два течения - умеренное и радикальное. Представители умеренного выступают за использование структур гражданского общества в решении наиболее острых глобальных проблем, усиление контроля над деятельностью корпораций, проведение дискуссий по наиболее актуальным вопросам современности, поиск альтернатив гегемонии транснационального капитала. Их деятельность концентрируется на проведении Социальных Форумов с целью противопоставить саммитам мировой политической и экономической элиты максимально широкий спектр мнений гражданского общества. Радикалы придерживаются тактики прямого действия - разрушения корпоративной собственности, жестких столкновений с полицией, практикуемых анархистами.
  Самоорганизующееся антиглобалистское движение, противостоящее наднациональным центрам финансово-экономической власти, можно рассматривать как одну из зачаточных форм глобального гражданского общества. Такого мнения, в частности придерживаются авторитетные исследователи Лондонской школы экономики, возглавляемой известным социологом и признанным идеологом лейборизма Э.Гидденсом. Эта позиция отражена ими в ежегоднике «Глобальное гражданское общество»(Global Civil Cosiety /Eds. H. Anheier, M.Glasius, M.Kaldor. Oxford. 2001 - 2006).
  Идеология антиглобализма начала складываться в начале 90-х гг. в Латинской Америке, где противоречия глобализации проявились особенно остро. Одним из первых критиков глобализации в ее нынешней американоцентричной форме был кубинский президент Ф.Кастро, который в 1993 г. говорил об опасности создаваемых мощных экономических блоков, в которых транснациональные кампании осуществляют диктат по отношению к национальным правительствам.
  На взгляды антиглобалистов значительное влияние оказали различные демократические, левые и альтернативистские идеи ХХ века, начиная с концепций прав человека, гражданского участия в самоуправлении и кончая анархизмом, воззрения участников новых социальных движений - антивоенного, экологического, феминистского, сторонников культурного разнообразия и т.д. Существенное воздействие на антиглобалистов оказали: книга канадской писательницы Наоми Клейн (Naomi Klein) «Нет Лого» (No Logo: No Space, No Choice, No Jobs. 2001) , в которой подверглись критике производственная политика транснациональных корпораций, вызывающая обострение проблемы занятости в развитых странах и появление по существу рабских форм эксплуатации в «третьем мире», вездесущая реклама, разрушающая национальную культуру; работа известного индийского эколога Ванданы Шивы (Vandana Shiva) «Биопиратство: грабеж природы и знания» (Biopiracy: The Plunder of Nature and Knowledge. 1997), обвинившей колониализм в создании монокультуры и хищническом использовании окружающей среды в развивающихся странах; труд лауреата Нобелевской премии по экономике Амартия Сена (Amartya Kumar Sen) «Развитие как свобода» (Development as Freedom. 1999), предложившего новую денежную систему с валютой, стоимость которой будет основываться на расчете свободного времени; труды известных ученых и общественных деятелей Зыгмунта Баумана, Иммануила Валлерстайна, Ноама Чомского и др.
  Естественно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться цельная и устойчивая идеология. Политические, экономические, социальные взгляды участников антиглобалистского движения весьма различны и нередко полярны. В общем и целом в русле антиглобалистского движения прослеживаются две тенденции: 1) отрицание неолиберального варианта капитализма и «крайностей» свободы торговли; 2) поиск альтернативы существующему строю.
  Среди основных идей, разделяемых многими антиглобалистами, - критика транснациональных корпораций как источника «вселенской власти»; призывы к укреплению суверенитета и власти национальных государств в противовес «транснациональному контролю»; защита национальных культур от разлагающего воздействия массовой поп-культуры и «стандартизации умов»; укрепление и «поощрение национального производства» в противовес «транснациональному»; протест против потребительского и хищнического отношения к природе, растущего разрыва у уровне доходов и потребления в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».
  Идею укрепления суверенитета национальных государств активно отстаивают, с одной стороны, многие движения и организации антиглобалистов из стран «третьего мира», а с другой - умеренное крыло антиглобалистских движений из индустриально развитых стран. Первые видят в нем средство защиты своих народов от угнетения со стороны транснациональных корпораций и сохранения национальных сообществ, вторые с кейнсианских позиций противопоставляют нынешнему неолиберальному капитализму регулируемый, рассматривая национальное государство как орудие обеспечения интересов населения, предотвращения духовной деградации общества.
  Участвующие в антиглобалистском движении экологисты-радикалы настаивают на безусловном признании самоценности природы, необходимости во имя ее сохранения коренным образом изменить стиль жизни людей и их хозяйственную деятельность. Чтобы предотвратить разрушение природы, они требуют отказа от экономической выгоды, установления строжайшего контроля за практическим применением многих научных достижений и полного запрета на использование некоторых из них. Для изменения экологической ситуации первостепенное значение придается совершенствованию законодательства, увеличению финансирования природоохранных мероприятий, обеспечению экологического воспитания и пропаганды.
  В рамках антиглобалистского движения проблемы окружающей среды ставятся в широком социальном контексте - во взаимосвязи с проблемами развития местного самоуправления и инициатив локальных обществ, сохранения рабочих мест, борьбы против господства ТНК, финансовых спекуляций и диктата транснациональных институтов, защиты прав иммигрантов, обуздания гонки вооружений и т.д.
  В выступлениях антиглобалистов против «транснационального контроля» существенную роль играют антиамериканские настроения многих групп и организаций, обвиняющих США и американские корпорации в навязывании своей власти остальному миру. Эти настроения усилились после военных акций, предпринятых США в бывшей Югославии, Афганистане и Ираке, в связи с расширением НАТО и распространением американского военного присутствия в других странах. Острие критики имперского курса США часто обращено и против тех государств, которые воспринимаются как их «сателлиты» (например, Израиль). Одновременно выражаются симпатии в адрес «национально-освободительных движений, игнорируя акты насилия с их стороны против гражданского населения, религиозных и этнических меньшинств.
  Обеспокоенность по поводу растущего влияния антиглобализма как идеологии и политической практики для нынешнего статуса Соединенных Штатов высказывает один из ведущих американских политологов Зб.Бжезинский: «В период, когда стало модно считать, что век идеологий закончился, антиглобализация, сплавляя в единое целое марксистский экономический детерминизм, христианский гуманизм и тревогу о состоянии окружающей среды, подогреваемая сознанием глобального неравенства и обыкновенной завистью, имеет шансы стать цельной и глобально привлекательной антиамериканской доктриной.
  Если это случится, то контркредо может превратиться в мощное орудие для всемирной мобилизации масс. В какой-то момент оно может стать объединяющей идеологической платформой для создания коалиции не только различных политических течений, но и государств, которые объединятся для противодействия американской гегемонии» .
  Некоторые левые участники антиглобалистского движения разделяют идеи Михаэла Хардта и Антонио Негри, изложенные в книге «Империя» (М., 2004). Согласно точке зрения авторов, система противоборствующих национальных империалистических государств прекратила существование, границы между «первым» и «третьим» мирами стираются процессами глобализации. В результате возникает новый глобальный имперский суверенитет, связывающий воедино всемирную систему угнетения и эксплуатации, в которую включены правящие круги как центра, так и периферии глобального хозяйства. Возражая против антиамериканизма, создатели теории «империи» полагают, что возникающая Империя - это политически единый мир и глобальный рынок с доминированием наднационального права и универсальных ценностей, привилегированным положением Соединенных Штатов в глобальных иерархиях. Поскольку Империя через глобальные сети «снимает» колониальные, расовые и межимпериалистические противоречия, носителями протестных настроений против транснациональных корпораций становятся массы, а целью - освобождение человечества.
  Однако эти взгляды оспариваются многими участниками антиглобалистских движений. Они ссылаются на такие реалии, как взрыв национализма, распространенность антиамериканизма, коррозия мультикультурности, обострение противоречий между США и Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией - с другой.
  В качестве альтернатив существующему общественному порядку антиглобалисты выдвигают идеи «укрепления гражданского общества», или «новой гражданственности» и «партисипативной демократии» (демократии участия). Они широко распространены на левом фланге антиглобалистского движения (левые социалисты, социал-демократы, коммунисты, троцкисты и др.).
  Сторонники «укрепления гражданского общества» выступают за активное участие граждан в процессе принятия политических решений. Согласно этим представлениям граждане должны быть хорошо информированными и сознательными для эффективного использования механизмов представительной демократии и благодаря этому к осуществлению контроля над глобализацией. По мнению приверженцев «новой гражданственности» главными субъектами гражданского общества должны стать участвующие в антиглобалистском движении общественные (неправительственные) организации. Часть сторонников «новой гражданственности» рассчитывают добиться демократизации власти путем осуществления «партисипативной демократии» (демократии участия»).
  В целом предлагаемая модель общественного переустройства призвана соединить существующую систему представительной власти с привлечением граждан к участию в принятии политических решений. В качестве доказательства возможности функционирования такой модели антиглобалисты ссылаются на опыт сотрудничества городских властей бразильского города Порту Аллегри с неправительственными организациями и общественными ассоциациями в распределении бюджетных статей расходов.
  Наиболее левая часть антиглобалистского движения, придерживающаяся анархистских традиций и скептически относящаяся к государству, отвергает идею реформирования существующего строя и настаивает на «альтернативном» развитии общества. Широкой известностью в этих кругах пользуется книга шотландского социолога Джона Холлоуэя (John Holloway) «Изменить мир, не беря власть» (Change the World Without Taking Power. London: Pluto Press, 2002), основная идея которой сводится к созданию социальных пространств, автономных по отношению к государству и капиталу.
  По его мнению, ставка марксистов и реформистов на изменение общества с помощью государственной и правительственной власти, потерпела фиаско, поскольку сердцевина власти - не в государстве как таковом, а в социальных отношениях, проникнутых несвободой, фетишизмом и отчуждением. Простая смена власти, согласно Дж.Холлоуэю, ничего не меняет в обществе при этих отношениях.
  Капиталистические и авторитарные общественные отношения, полагает Дж.Холлоуэй, могут быть изменены лишь благодаря альтернативной социальной практике, которую осуществят сами угнетенные в процессе сопротивления и самоорганизации. Конкретные проявления формирования новой системы общественных отношений он видит в кооперации и взаимопомощи на местном и квартальном уровнях, захвате фабрик и заводов, в налаживании самообеспечения и т.д.
  Российский антиглобализм имеет как зарубежно-европейские, так и собственные корни. В нем просматриваются два течения - «новые левые» и «охранители». Первое ориентировано на европейскую альтерглобалистскую идею о возможности иной глобализации, свободной от издержек нынешней, - «глобализацию в солидарности». Второе рассматривает глобализацию как угрозу национальным традициям России и видит будущность страны в «особом пути» ее развития. Поддержку «охранительному» крылу антиглобализма оказывает часть политической и экономической элиты российского общества, интересы которой расходятся с интересами транснационального капитала, требующего либерализации экономического пространства России.
  Все изложенное дает основания оценивать идейные воззрения антиглобалистов как пеструю амальгаму взглядов и концепций, продукт взаимодействия разных народов и культур в поиске альтернативных господствующему порядку моделей развития, которые учитывали бы интересы большинства социальных групп и слоев и основывались на справедливых и гуманных началах.

 
© www.txtb.ru